В 1989 году в обмен на концентрат для производства газированного напитка «Пепси-Кола» Советский Союз передал компании-владельцу знаменитого бренда целую флотилию – 17 списанных подводных лодок и несколько кораблей. Это дало повод исполнительному директору PepsiCo Дональду Макинтошу Кендаллу в шутку говорить, что он разоружает СССР быстрее, чем правительство Джорджа Буша-старшего.
Бартерная торговля
Экономические связи между США и Советским Союзом начали укрепляться в 1959 году, когда Хрущёв и Эйзенхауэр договорились о проведении выставок достижений двух стран. Первой из них стала советская выставка в Нью-Йорке в июне того же года. Затем американским компаниям дали возможность представить продукцию на ответной выставке в Москве. Этим шансом воспользовался Дональд М. Кендалл – в ту пору он отвечал за международную торговлю «Пепси». Стенд в московском парке Сокольники стал местом, где советские граждане впервые попробовали газировку «Пепси-Кола». Немалую роль в этом сыграло американское внешнеполитическое ведомство – заместитель госсекретаря лично попросил Кендалла привезти свой товар в СССР. Таким способом руководство США, очевидно, рассчитывало «подсадить» русских на западный образ жизни.
После того, как Кендалл угостил сладким напитком разгорячённого в ходе дебатов Никиту Хрущёва, его ждал успех. «Пепси-Кола» стала первым в истории американским потребительским продуктом, который пустили на рынок СССР. Завод по разливу газировки в 1974 году открылся в Новороссийске. За год до этого журнал «Огонёк» опубликовал интервью с Дональдом М. Кендаллом, в котором американский бизнесмен оценил русских как «надёжных и интересных партнёров в бизнесе», а также сообщил, что в обмен на концентрат PepsiCo получает от Советского Союза коньяк, водку и шампанское.
Бартер был необходимостью, так как советский рубль не входил в число конвертируемых валют. «Пепси» смогла популяризировать среди американцев водку «Столичная», сделав советский бренд крепкого напитка вторым на рынке США после шведской водки Absolut. В год объем продаж «Столичной» достигал в Америке 150-200 миллионов долларов.
Сделка века или курьёз?
В 1989 году, когда у компании «Пепси» был уже 21 завод в Советском Союзе, за очередную партию сиропа Москва отдала 17 старых субмарин, фрегат, крейсер и торпедоносец.
В статье от 10 мая 1989 года «Soviets Buy American» журналистка «Нью-Йорк Таймс» Флора Льюис привела подробности сделки, которую она назвала «неплохим способом помочь перестройке». Как оказалось, каждая из подлодок обошлась американцам всего лишь в 150 тысяч долларов. Примечательно, что во время Второй мировой войны Дональд М. Кендалл служил не где-нибудь, а в военно-морских силах США, и прекрасно разбирался в кораблях. Возможно именно поэтому он согласился на советское предложение. В то же время Кендалл закупил советские нефтеналивные танкеры для создания совместного предприятия при участии партнёров из Норвегии.
Подлодки же впоследствии были перепроданы компанией PepsiCo в качестве металлолома. Как рассказал словацкому изданию «Hospodárske noviny» российский историк Глеб Бараев, речь шла об устаревших субмаринах проекта 613, построенных ещё в 1951-57 годах. Разумеется, с них предварительно было снято всё оружие, поэтому ни о каком «разоружении» речи не было.
«Пепси» продолжала практику бартерного обмена до самого распада СССР. Весной 1990 года, например, компания получила несколько грузовых кораблей и очередную партию водки. Однако открыть, как планировалось, еще 26 заводов на прежних монопольных условиях у «Пепси» не получилось. С 1992 года российская экономика стала рыночной, и бартерная торговля отошла в прошлое. Миновала и эпоха доминирования PepsiCo на отечественном рынке – бывшие советские граждане распробовали импортную «Кока-Колу». Впрочем, лично к Дональду М. Кендаллу, который в своё время встречался с Брежневым и Косыгиным, Москва осталась дружелюбна. В 2004 году президент Владимир Путин наградил бывшего руководителя PepsiCo Орденом дружбы.