Московский метрополитен, первый в стране, впервые открыл свои двери для пассажиров в 7 часов утра 15 мая 1935 года.
С тех пор он неизменно поражает пассажиров красотой своих станций, спроектированных на манер подземных дворцов, и многочисленными байками и легендами о том, что таится за пределами нарядных платформ.
Вопрос о дверях в стенах напротив платформ в той или иной степени интересовал, наверное, каждого пассажира метро. В самом деле, что за ними, этими иногда неприметными, а иногда и очень даже заметными, но всегда запертыми дверями? Невольно представляются выходы в запретные для обычных смертных помещения и тоннели.
На самом деле эти двери обеспечивают доступ к коммуникациям. Все видели, сколько различных проводов и кабелей тянутся вдоль стен тоннелей, по которым несутся поезда подземки. На станциях эти кабели тоже есть, но они скрыты за декором стен. Но если вдруг случится какая-то поломка, ремонтники откроют нужную дверь и смогут устранить неполадку.
Вообще же, доступная для пассажиров часть метро – лишь десятая часть гигантской сети метрополитена. Общая протяженность линий московского метро – 295 километров. Это огромная сеть, включающая в себя перегонные тоннели, тупики, камеры съездов и т.д. И, разумеется, в инфраструктуру метрополитена входят многочисленные служебные и подсобные помещения, иногда расположенные под платформами.
Метрополитен в Москве, да и в других городах, строят с расчетом на то, что в случае беды он станет убежищем на первое время. В годы войны в подземных помещениях Московского метрополитена располагались госпитали, детские сады и даже библиотеки и концертные залы.
Кроме того, здесь же, в московском метро в Великую Отечественную вблизи станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») был расположен и бункер Генерального штаба. Там были оборудован зал совещаний Ставки и кабинет Сталина. Говорят, что для главнокомандующего был устроен и особый вход через секретную шахту, ведущую в командный пункт ПВО. Никто из генштабистов никогда не видел, чтобы Сталин спускался на станцию по эскалатору.
Теперь этот бункер Генштаба показывают туристам, но когда-то место его расположения было строго засекречено.
Уже после Великой Отечественной, возводя новые станции столичной подземки, инженеры позаботились о том, чтобы они могли стать защитой на случай ядерной атаки. Если присмотреться, на станциях можно увидеть гермозатворы, которые в считанные минуты могут перекрыть вход. Впрочем, ядерная бомбардировка – ситуация не из разряда самых вероятных. Гораздо больше опасности представляют грунтовые воды, для защиты от которых, главным образом, и сооружены эти двери.
Станции метрополитена приспособлены для того, чтобы стать убежищем на день-два в случае ядерной катастрофы. Но не более. Если не будет работать наземная инфраструктура, в частности, перестанет поступать электричество, то выйдет из строя вентиляция и насосные установки — люди под землей долго не продержатся. Антиутопия Глуховского «Метро» в этом смысле остается художественным вымыслом.
Поскольку метро находится под землей, неизбежны истории о монстрах и призраках, блуждающих во мраке. Байки о крысах-мутантах даже комментировать смысла нет, но разговоры о призраках заслуживают внимания.
Говорят о том, что тоннели метрополитена прошли сквозь старинные кладбища и места массовых казней, и поэтому в подземке происходит много чего паранормального, можно даже видеть станции-призраки с людьми-призраками. Например, в тоннеле между станциями «Щукинская» и «Тушинская». На самом деле, это станция «Спартак», которая долгое время по техническим причинам была законсервирована, и там работали люди, вполне живые, а совсем не призраки. Еще одна «призрачная» платформа мелькает за окном на перегоне между «Крылатским» и «Строгино». Там идет строительство станции «Троице-Лыково».