В этом году исполнится 14 лет с момента окончания вооруженного конфликта в Южной Осетии, когда грузинские войска по приказу президента Грузии Михаила Саакашвили напали на непризнанную республику. Обстановка в регионе была накалена еще с конца 1980-х годов вследствие того, что Южная Осетия объявила о своей автономии от Грузии. Все это время недовольство непрерывно нарастало, периодически вспыхивали столкновения. Чтобы не допустить кровопролития, в столицу Грузии Цхинвале была направлена группировка российских миротворцев.
Атака началась в ночь на 8 августа с массированного обстрела Цхинвали, который велся из стрелкового оружия, гранатометов, минометов и залповых установок “Град”. Огонь длился почти всю ночь и под утро в город стали входить пехота и бронетехника Грузии.
Основной целью наступления стала база российских миротворцев. Не рассчитывая встретить особого сопротивления, на штурм пошла танковая колонна при поддержке пехоты. Но на подъезде к части движение застопорилось. На их пути оказался 21-летний солдат-миротворец рядовой Сергей Витальевич Кононов.
Артиллерийский налет застал его на посту - он нес караул на одной из наблюдательных вышек, расположенных по периметру военного городка. Когда раздались первые взрывы, он быстро спустился в дот. Долговременная огневая точка представляла собой узкий бетонный “стакан”, заглубленный в землю, с бойницами для наблюдения и ведения огня. Здесь боец и решил держать оборону.
В это время на территории части рвались снаряды, уже погибли 20 военнослужащих, а командующий контингентом был ранен, горели казарма, столовая, технические строения и медпункт. Вокруг раздавались стоны раненых и крики командиров, пытавшихся организовать солдат. Миротворцы вытаскивали раненых из-под завалов и переносили их в котельную, которая стояла чуть в стороне и каким-то чудом избегала попаданий.
Сергей остался на посту. Прижавшись к бетонной стене, он приник глазами к смотровой щели. Граница Грузии буквально в паре сотне метров за холмом. И вот из-за него, не спеша, начали выползать грузинские танки. Первый, второй, третий, четвертый… За ними, пригибаясь и прячась за бронемашинами, трусил грузинский спецназ.
Из оружия у Кононова был АКСУ - укороченная версия классического “Калашникова”, с меньшей длинной ствола. За компактность пришлось заплатить точностью - прицельная дальность у такого автомата меньше, чем у “старшего брата”. На мушке показался силуэт одного из врагов. Нажав на спусковой крючок, миротворец увидел, как фигура противника сложилась пополам и рухнула на землю. Сергей перенес прицел на следующего...
Через час боя, там где российский воин оставался непоколебим, стала сдавать техника: от непрерывной стрельбы автомат раскалился, а пороховой нагар забил ствол и газовую трубку. Разлет пуль стал больше, автомат подклинивал и плевался (когда пуля из-за грязного или некачественного ствола, вылетает с меньшей скоростью и практически сразу падает на землю). Да и боезапас подходил к концу.
Казалось бы, выхода нет, но внезапно атака захлебнулась и техника начала пятится обратно. Опасливые грузины не хотели лезть на рожон, думая, что им противостоит минимум взвод. В это время кто-то из осетинского ополчения смог поджечь один из танков. Воспользовавшись неожиданной передышкой, Сергей выскочил из “стакана”, чтобы добыть ещё боеприпасов и поменять оружие.
На территории творился сущий ад. Пробравшись в оружейную, рядовой Кононов схватил АК-74, патроны и побежал обратно. Цель была одна - выиграть время, задержать наступление, пока ребята переносят товарищей в безопасное место. А из-за холма тем временем вновь раздалось рычание танковых двигателей и крики врагов.
Ещё два часа продолжал огрызаться огнем неприступный дот. Пулеметы и автоматы безрезультатно пускали очереди в сторону части - “стакан” был мало заметен и определить источник огня у захватчиков не получалось.
Быть может, сила духа и русского оружия и дальше смогли бы противостоять грузинским войскам, но там, где бессилен меч воина, всегда найдется место кинжалу предателя. Кочегар, который заведовал котельной, оказался лазутчиком. По мобильному телефону он корректировал огонь и передал своим хозяевам координаты дота. И хотя медик части смог вычислить “засланного казачка”, заметив, что у него одного нормально работает связь (остальные мобильники глушили системой подавления, которую Грузии предоставили военные США), было уже поздно - информация ушла. Танк выкатил на холм и дал залп по доту. Для таких калибров дистанция в 200 метров - это практически в упор. Бетонная конструкция не выдержала прямого попадания снаряда, рассчитанного на пробивание метровой брони.
Оставаясь на боевом посту до конца, Сергей Кононов погиб. Ценой своей жизни он спас десятки своих товарищей, которые смогли выйти из-под обстрела. Посмертно его наградили Орденом Мужества.
В этой войне Россия не бросила своих граждан, и многие наши военнослужащие продемонстрировали беспримерную храбрость. Но 21-летний Сергей Кононов одним из первых встал на пути захватчиков и показал, чего стоит русский солдат.