Сергея Круглова многие историки называют преемником Берии. Покровительство Берии и стало одной из причин опалы министра внутренних дел. Несмотря на то, что Круглов погиб через много лет после ареста Лаврентия Павловича, его смерть до сих пор вызывает больше вопросов, чем ответов.
От подпаска до заместителя наркома
Сергей Никифорович Круглов родился в 1907 году в деревне Устье Зубцовского района Тверской губернии «в семье крестьянина-бедняка» (так указано в автобиографии, написанной 25 декабря 1948 года). В 1909 году родители Круглова перебрались в Петербург, где глава семьи устроился на завод молотобойцем.
Однако после революции мать Круглова вместе с детьми вернулась в деревню. Как писал сам Сергей Никифорович, они «сильно нуждались». Поэтому неудивительно, что, еще будучи школьником, мальчик подрабатывал подпаском и пастухом, а позже избачом (заведующим избой-читальней — прим.ред.) и трактористом. Но после службы в РККА Круглов поступил в Московский индустриально-педагогический институт, откуда потом перевелся в японский сектор института востоковедения.
В 1937 году, когда Сергей Круглов продолжил образование в Институте красной профессуры, он был переведен в отдел руководящих партийных органов ЦК ВКП(б). В следующем году, когда в НКВД пришел работать Лаврентий Берия, Круглова направили на работу в Наркомат внутренних дел. Стремительная карьера Сергея Никифоровича в этом ведомстве указывает на то, что он пользовался покровительством Берии. Очень скоро Круглов стал заместителем наркома внутренних дел и одновременно начальником отдела кадров. Как утверждает Николай Зенькович, автор издания «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина», именно Сергей Круглов руководил массовыми чистками выдвиженцев Николая Ежова.
Начало конца
Великую Отечественную войну Сергей Круглов встретил уже в должности первого заместителя наркома внутренних дел СССР, которым тогда был все тот же Лаврентий Берия. Во время войны Круглов не только организовывал заградотряды в войсках, но и руководил депортацией чеченцев, ингушей и других народов в 1944-45 годах. И близость к Берии, и переселение народов, и другие «грубые нарушения социалистической законности» впоследствии Круглову припомнят. Однако сам Сергей Никифорович о переселении чеченцев говорил так: «Я не являлся инициатором выселения чеченцев. Нам было объявлено, что оно проводится по решению ГКО… Мог ли я в то время отказаться от выполнения приказа?».
До второй половины 1950-х годов Круглов жил относительно спокойно. Сергею Никифоровичу, награжденному в военные годы несколькими почетными орденами, в 1945 году доверили обеспечение безопасности глав делегаций на Крымской и Потсдамской конференциях. За это военачальник получил звание рыцаря-командора Британской империи. В декабре 1945 года Круглов стал народным комиссаром внутренних дел, а потом и министром внутренних дел страны. Он занимал этот пост до 1956 года с небольшим перерывом, когда после смерти Иосифа Сталина, в марте-июне 1953 был первым замминистра. В 1956 году Сергей Круглов был назначен заместителем министра строительства электростанций.
Опала и загадочная смерть
В июне следующего года, как пишет в своей книге «Щит и меч. Руководители органов госбезопасности» Александр Колпакиди, на очередном пленуме ЦК КПСС впервые всерьез заговорили о Сергее Круглове. Генеральный прокурор Роман Руденко заявил о том, что Круглов не оказывал никакого содействия при расследовании дела Берии и даже ходатайствовал за врачей, которые делали аборты сожительницам Лаврентия Павловича. Звучали и другие обвинения в адрес бывшего министра. После этого карьера Круглова пошла под откос. В том же году он был уже назначен заместителем председателя СНХ Кировского административного экономического района, а через несколько месяцев и вовсе вышел в отставку. Основанием для удаления Сергея Никифоровича стало его состояние здоровья: в тот момент он находился на инвалидности.
Однако санкции на этом не закончились. В 1959 году Круглова лишили генеральской пенсии и выселили из элитного дома, где он проживал. В 1960 году решением Комитета партийного контроля Сергея Круглова исключили из партии. Экс-министр обращался с просьбой разобраться в ситуации и в ЦК, и к самому Никите Хрущеву, но все его обращения остались без внимания. Круглов оказался в изоляции, поэтому о последнем периоде его жизни известно немного. Неудивительно, что ходили слухи, будто преемник Берии наложил на себя руки. Впрочем, о том, что случилось с Кругловым, неясно до сих пор. 6 июля 1977 года он погиб под колесами поезда в районе станции Правда. Там находилась дача семьи Кругловых, но как Сергей Никифорович оказался на путях, осталось загадкой. Профессор Владимир Некрасов, знаток истории министерства внутренних дел, отмечал: «Неизвестно еще, сам ли он попал под поезд, или толкнули его».