На высоте 3500 метров, у южного портала тоннеля Саланг — стратегической дороги, проложенной советскими инженерами в 1960-х годах, — стоит скромный гранитный обелиск. На нём — лишь имя и даты: «Мальцин Сергей В. 1965-1985 гг.». После вывода советских войск многие подобные памятники были уничтожены. Но этот, вопреки всему, уцелел. Более того, местные жители бережно ухаживают за ним. Что за история застыла в камне в самом сердце афганских гор?
Мгновение подвига
Ответ кроется в событии ноября 1985 года. Колонна советской техники двигалась по тоннелю Саланг, который на отдельных участках чрезвычайно узок и опасен. На выезде из тоннеля 19-летний водитель Сергей Мальцин, уроженец нижегородского города Бор, увидел несущийся навстречу афганский автобус, наверху которого сидели человек двадцать афганских крестьян с детьми. Дистанция между машинами сокращалась стремительно, места для манёвра не было.
В эти критические секунды солдат принял решение, стоившее ему жизни. Резко вывернув руль, он направил свой КамАЗ в скалу, чтобы избежать лобового столкновения. Осознанный выбор молодого человека спас десятки афганских жизней — в противном случае автобус неминуемо был бы сброшен в пропасть.
Память о Человеке
Во время визита в Афганистан в 2015 году заместитель председателя Российского союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз вместе со своим коллегой Андреем Анохиным пообщались с охранником стратегического участка перевала Саланг, где установлен гранитный обелиск, Гулабом Буддином. Памятник Мальцину более 30 лет назад поставили сослуживцы. Тем не менее Буддин хорошо знал, что за памятник советскому воину установлен на перевале Саланг, и подтвердил: это место почитают афганцы, за ним ухаживают.
В обязанности Гулаба Буддина входил контроль за безопасностью рабочих, ремонтировавших участок высокогорного тоннеля, дороги, которая является единственной магистралью республики, связывающей север и юг. Буддин спокойно рассказывал Вощевозу и Анохину, как они, моджахеды, в 80-х сначала расстреливали на Саланге советские колонны, а потом раненые «духи» спешили лечить полученные в таких боях раны к советским докторам.
Завещание Распутина: почему оно 80 лет было засекречено
Вблизи участка тоннеля, где произошла трагедия бил родник, и к гранитному постаменту, установленному в память о подвиге нижегородского парня, подвели трубу, устроили рукотворный фонтанчик – в теплое время года здесь можно пить воду. Для путников это – своего рода оазис, место отдыха. Ни разу не было случая, чтобы памятник кто-то попытался осквернить, сломать или повредить.
... Сергей Мальцин был единственным сыном у своих родителей. Хоронили его на родине, в нижегородском городе Бор, как и всех погибших «афганцев», в закрытом цинковом гробу. Отец Сергея гибель сына пережить не смог и вскоре умер.

