В ходе блестящей Висло-Одерской операции с 12 января по 3 февраля 1945 года передовые части Красной Армии вышли к Одеру, откуда до Берлина было уже почти что рукой подать. Однако в тылу русских остался город Познань (немецкий Позен), в котором засел крупный немецкий гарнизон. Без освобождения этого города вести дальнейшее наступление на запад было немыслимо. Штурм оборонительных сооружений Познани стал одним из самых сложных испытаний для Красной Армии в 1945 году.
Крепость в тылу
Древнюю польскую Познань немцы готовы были защищать как свой собственный город. Впервые он вошёл в состав Пруссии после раздела Польши в 1793 году, а в конце XIX века доля немецкого населения здесь составляла около 40%.
22 января лобовую атаку на Познань предпринял 8-й гвардейский механизированныый корпус, но атака была отбита. Поэтому штаб 1-го Белорусского фронта поручил захват Познани 69-й и 8-й гвардейской армиям. Как писал в мемуарах маршал Василий Чуйков (командир 8-й гвардейской армии), овладеть городом планировалось уже 25 января. Но противник вновь оказал сопротивление, так что, по словам Чуйкова, «освобождение Познани вырастало в сложную военную задачу».
Главные силы обошли город с флангов и, форсировав реку Варту, устремились на Одер. Осаждать Познань остались шесть дивизий под командованием Чуйкова. Наличие Познани в тылу стало одной из главных причин оперативной паузы советских войск на Берлинском направлении. Город был расположен на одной из главнейших коммуникаций. Контроль немцев над крупнейшим железнодорожным и шоссейным узлом на 80 км удлинял подвоз боеприпасов и горючего на передний край атакующей Красной Армии.
Между тем, дела в городе у немцев обстояли далеко не лучшим образом. В подчинении командира гарнизона генерала Коннеля (Гоннела) оказались войска, набранные «с бору по сосёнке»: остатки одной моторизованной и трёх пехотных дивизий, 11 батальонов внутренней охраны, два сапёрных батальона, полицейские батальоны, учебный авиаполк, и ряд других подразделений. Наиболее боеспособными были 1300 курсантов и 325 офицеров-инструкторов пехотного училища, а также боевая группа эсэсовцев под командованием оберштурмбаннфюрера В. Ленцера.
Из иностранцев в обороне Познани участвовали латыши – бывшие военные переводчики. На складах в городе было достаточно много оружия, а запасов продовольствия хватало на четыре месяца. Кроме того, осаждённых снабжали из Германии по воздуху.
Главную трудность для красноармейцев представляли 18 фортов конца XIX века, каждый из которых был окружён рвом шириной 10 метров и глубиной до трёх метров. С 1944 года немцы существенно модернизировали форты, укрепив их железобетонными «колпаками» и дотами.
Главным узлом обороны служила пятиугольная подземная цитадель «Виняры», построенная по классической фортификационной схеме инженера Себастьена де Вобана. Её окружали рвы и земляные валы, а толщина стен цитадели составляла около двух метров.
Готовясь вести бои на улицах, немцы приготовили пулемётные «гнёзда» в жилых домах. На площадях и в парках Познани была выставлена артиллерия. Вдоль дорог подчинённые генерала Коннеля в шахматном порядке устроили огневые точки с пулемётами и противотанковыми орудиями.
Новые штурмы 26 и 28 января немцы в целом выдержали, и на ультиматумы Чуйкова не отреагировали. Однако часть фортов русским всё же удалось взять, красноармейцы заняли железнодорожную станцию и вышли к центру города.
Штурм Познани
Несколько недель артиллерия и бомбардировщики наносили удары по городу, пытаясь стереть с лица земли наземные сооружения крепости.
«Видим внизу частые вспышки артиллерийских выстрелов. Это – Познань, где наши вот уже несколько дней добивают фашистскую группировку», – описывал 7 февраля вид с воздуха офицер Александр Резяпкин.
После очередных штурмов пали форты к северу и востоку от города. При захвате одного из них отлично показали себя трофейные фаустпатроны. С их помощью советские бойцы стреляли в вентиляционные отверстия. Через разрушенные внутренние перегородки на головы осаждённым лилось горючее. Спасаясь от пожара, немцам ничего не оставалось, как выбегать наружу.
Историк Алексей Исаев, автор книги «Города-крепости Третьего рейха: битва за фестунги» считает переломным моментом осады Познани 9-10 февраля. В эти дни в распоряжение подчинённых Чуйкова прибыла мощная артиллерия: 122-я и 184-я гаубичные артбригады, вооружённые гаубицами 203-мм Б-4, а также 34-й отдельный артдивизион, имевший шесть мортир Бр-5 калибра 280-мм – самых крупнокалиберных советских орудий.
Всё это позволило один за другим разрушить форты. Сам город Познань русским удалось очистить от врага к утру 17 февраля. Но засевшие в главной крепости фашисты всё ещё выполняли приказ Гитлера – держать оборону во что бы то ни стало.
Решающий штурм Цитадели красноармейцы начали 18 февраля. По словам Чуйкова, здесь вновь пригодились «сталинградские» штурмовые группы и отряды, сформированные из представителей разных видов войск – стрелков, огнемётчиков, сапёров, танкистов и артиллеристов. Были востребованы химические отделения, отвечавшие за устройство дымовых завес.
Как сообщалось в сводке Совинформбюро, мощные орудия били по крепостным стенам. К местам проломов красноармейцы подкатывали бочки с тротилом. На стены цитадели взбирались с помощью канатов и верёвочных лестниц.
Комендант крепости генерал-майор полиции Эрнст Маттерн 22 февраля запросил разрешения на прорыв из Познани, однако получил по радио ответ Генриха Гиммлера:
«Держаться, не считаясь ни с чем. Прорываться бессмысленно. Об этом говорит печальный опыт Шнайдемюля. Оттуда гарнизон пытался прорваться, но был уничтожен».
Фактически сразу за этим настал конец. Не успев обсудить положение, немецкие командиры узнали, что русские группами берут в плен сдающихся защитников цитадели.
В общей сложности за 27 дней осады и штурмов Красная Армия истратила в Познани количество артиллерийских боеприпасов, эквивалентное 400 вагонам (пять тысяч тонн).
23 февраля был дан салют в честь освобождения Познани. Совинформбюро сообщило об уничтожении 25 тысяч немцев. Ещё 23 тысячи сдались в плен вместе с комендантом Маттерном. Сегодня эти цифры кажутся завышенными – тот же историк Исаев считает, что Познань обороняли 15-20 тысяч человек. По Третьему рейху был нанесён смертельный удар. Падение города позволило высвободить крупные силы. Опыт, полученный в Познани, пригодился в Берлине, где также пришлось штурмовать жилые здания и промышленные зоны. И здесь отличным образом показали себя гвардейцы Чуйкова, отличившиеся в Познани.