23/10/25

Сколько денег платила советская разведка своим агентам и информаторам 

Сколько государство платило агентам и информаторам советской разведки? Рассекреченные документы и воспоминания самих разведчиков позволяют сделать вывод: единого тарифа не существовало. Финансовая политика была гибкой и зависела от мотивации агента, ценности информации и исторического контекста. 

Идеология как валюта

Наиболее ценными агентами часто становились те, кто работал не из материальной заинтересованности, а по идейным соображениям. Ярчайший пример — члены «Кембриджской пятёрки», британской агентурной группы, передававшей СССР секретные данные в годы Холодной войны. 

Ким Филби, один из лидеров группы, в своих интервью подчёркивал, что ни он, ни его товарищи никогда не получали денежного вознаграждения. Их мотивацией была приверженность коммунистическим идеалам и борьба с фашизмом. После бегства в СССР Филби, как и другие перебежчики-идеалисты, получил государственную пенсию, квартиру и дачу, что, впрочем, было, скорее, формой почёта и социального обеспечения, а не платой за шпионаж. 

Операционные расходы

В других случаях разведка действовала как хорошо структурированная организация с чётким бюджетированием. Исторические исследования, например, работы историка Сергея Гупало, указывают, что на содержание разведгруппы Рихарда Зорге («Рамзай») Москва ежемесячно выделяла около 1000 долларов. Эти средства шли на аренду безопасных домов, техническое оснащение, вербовку и оплату информации от второстепенных источников. 

Для прикрытия и обеспечения деятельности некоторые резидентуры создавали легальный бизнес. Например, разведчик Леопольд Треппер, руководитель «Красной капеллы», владел компанией, из доходов которой выплачивал зарплату членам своей сети. Стартовый капитал для такого бизнеса также предоставлялся Центром. 

Для отдельных агентов, не привлечённых идеологией, денежное вознаграждение было значимым стимулом. По воспоминаниям разведчика Бориса Журавлёва, Вилли Леман («Брайтенбах»), высокопоставленный сотрудник гестапо и прототип Штирлица, получал ежемесячно около 580 рейхсмарок и продовольственные карточки, которые в условиях военного времени ценились крайне высоко. 

Шпионаж как бизнес

С окончанием Второй мировой войны и наступлением эпохи Холодной войны мотивационная картина усложнилась. Одним из самых дорогостоящих агентов в истории советской разведки стал Олдрич Эймс, высокопоставленный офицер ЦРУ. Он сам предложил свои услуги за деньги. Его первоначальный запрос составил 50 000 долларов за информацию о трёх агентах, работавших на США в СССР. Всего же за несколько лет сотрудничества Эймс, сдавший 12 агентов ЦРУ и раскрывший детали десятков операций, получил от СССР в общей сложности более 2 миллионов долларов.