Торг между СССР и Японией по поводу продажи КВЖД был продолжительным и осложнялся разного рода конфликтами, инициируемыми японцами. Кроме того, стороны очень долго не могли сойтись в цене за Китайскую Восточную железную дорогу.
Сбыть подумывали давно
КВЖД – южная ветка Транссиба, соединявшая Читу с Порт-Артуром и Владивостоком. Дорога строилась Российской империей, проходила через Маньчжурию, в эксплуатацию ее сдали в 1903 году. Строительство КВЖД было необходимо России для укрепления своего влияния на Дальнем Востоке в противовес Японии, пытавшейся утвердить собственные военно-политические интересы в Корее и Китае.
Однако, как пишет кандидат исторических и доктор политических наук Василий Молодяков, уже через 12 после постройки КВЖД Япония и Россия начали переговоры о продаже японцам этой дороги вместе с полосой отчуждения. После окончания Гражданской войны КВЖД полностью перешла под контроль СССР, но навести там порядок так и не смогли. Вопрос о продаже дороги назрел снова. По воспоминаниям бывшего советского дипломата Григория Беседовского, в конце 20-х годов перебежавшего на Запад, Сталин в разговоре с ним в 1927 году высказался за продажу КВЖД японцам.
В 1929 году в результате советско-китайского конфликта маньчжурская армия потерпела поражение. В этом же году начались переговоры о продаже КВЖД Китаю, но стороны не сошлись в цене: СССР посчитал, что китайцы сильно удешевили стоимость сделки. В конце 1931 года в зоне действия железной дороги происходили китайско-японские военные стычки, в результате чего предсовнаркома СССР Вячеслав Молотов по предложению Сталина подписал директиву о взаимном неиспользовании КВЖД китайцами и японцами в военных целях (нейтралитете).
В январе 1932 года японцы, не заручившись ничьим согласием – ни с китайской, ни с советской стороны, нарушили нейтралитет и, погрузив свои войска в эшелоны, проследовали по КВЖД на север Маньчжурии. Командование Квантунской армии приступило к созданию «независимого» государства Маньчжоу-го, которое намеревалось сделать правопреемником «дороги преткновения».
Цена вопроса
С весны 1932 года дискуссию о продаже КВЖД возобновили. На сей раз инициатором выступала Япония, отношения с которой у СССР становились все сложнее. Формально дорога продавалась Маньчжоу-го, а Япония в переговорах выступала посредником. Официальные переговоры начались в конце июня 1933 года и проходили в Токио. Советскую сторону представляли полпред Константин Юренев, заведующий вторым Восточным отделом НКИД Борис Козловский и вице-председатель правления КВЖД Степан Кузнецов. От Маньчжоу-го были ее посол в Токио Дин Шиюань и вице-министр иностранных дел Охаси Тюити (оба японцы).
Согласно советскому меморандуму, СССР запрашивал за дорогу 250 млн. золотых рублей (625 миллионов иен), половину стоимости – японскими товарами, поставляемыми в течение двух лет, остальное деньгами и казначейскими обязательствами. Японцы выдвинули свои условия – 20 млн. золотых рублей (50 млн. иен), объяснив это тем, что КВЖД только наполовину принадлежит СССР. Переговоры оказались под угрозой срыва.
В сентябре того же года маньчжурские бандиты-хунхузы на КВЖД напали на международный экспресс и захватили 45 русских и 68 китайцев-пассажиров. Одновременно с этим член Политбюро Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что имеется информация о намерении насильственного захвата японцами КВЖД. МИД СССР выступил с обращением к японскому правительству, в котором прямо обвинил его в эскалации конфликта. В ответ японцы арестовали советских представителей КВЖД. По прямому указанию Сталина в СССР началась масштабная кампания в центральной прессе по публикации острых критических статей о Японии. В феврале 1934 года арестованных руководителей КВЖД японцы освободили.
Переговоры о продаже дороги возобновились. СССР согласился снизить цену до 67,5 млн. рублей (200 млн. иен), если советским представителям КВЖД японцы выплатят 30 млн. иен выходных пособий. Японцы опять начали торговаться, СССР не уступал. В середине августа японцы вновь арестовали ряд советских руководителей КВЖД, обвинив их в причастности к крушениям поездов.
В середине сентября 1934 года стороны все же остановились на 140 млн. иен. Соглашение о продаже Советским Союзом Маньчжоу-го Китайской Восточной железной дороги было принято спустя 21 месяц переговоров и подписано 23 марта 1935 года. Последний платеж от японцев СССР получил только в 1940 году, и то только после заключения с Японией новой рыболовной конвенции.
… Советской-китайской КВЖД снова стала в августе 1945 года, после разгрома Квантунской армии во Второй мировой войне. А в последний день 1952 года СССР безвозмездно передал дорогу Китаю.