05/02/21
ФОТО: Пресс-служба Совета Федерации Федерального собрания РФ

Сколько Героев Советского Союза получили звания Героев России

Звания Героя Советского Союза и Героя России не являются взаимоисключающими. Однако лишь немногие из тех, кто был награждён Золотой Звездой в эпоху позднего СССР, сумели вновь отличиться в Российской Федерации. Обладателями обоих званий за 30 лет постсоветского периода стали всего четыре человека.

Два космонавта и полярник

Космонавту Сергею Крикалёву выпала непростая участь – он летал в космос в самые сложные для страны годы: в советскую перестройку и в «лихих девяностых». За первый полёт в 1989 году Крикалёв получил звание Героя Советского Союза – тогда он пробыл на орбите 151 сутки.

В 1991-1992-м годах Крикалёв не возвращался на землю почти год. Улетал он ещё из СССР, а вернулся, будучи гражданином Российской Федерации. В 1992 году президент Борис Ельцин присвоил Крикалёву звание Героя России. Фактически космонавт являлся вторым награждённым (после погибшего генерал-майора Суламбека Осканова), но именно ему вручили Золотую Звезду No1. Всего Крикалёв совершил шесть космических полётов, ему принадлежит рекорд совокупного пребывания человека на орбите – 803 дня.

Ещё один космонавт той эпохи, Валерий Поляков, установил рекорд самого длительного полёта – он не был на Земле 437 суток (в 1994-1995 годах). Звания Героя СССР Поляков удостоился в 1989 году, Героем России стал в 1995 году.

Советский полярник Артур Чилингаров работал на разных должностях в Арктике с 1963 года, в 70-х годах он был начальником станции в Антарктиде. В 1985 году Чилингаров участвовал в спасении научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», которое оказалось заблокировано льдами Южного океана. Спустя год за это ему присвоили звание Героя Советского Союза. Героем России же Чилингаров стал в 2008 году – государство оценило храбрость и героизм, проявленные 68-летним учёным во время экспедиции «Арктика-2007». На глубоководном аппарате «Мир-1» полярник погрузился на дно в районе Северного полюса.

«Лётчик от Бога»

Единственный человек, имевший звания Героя СССР и Героя России за боевые заслуги – полковник Николай Майданов. На момент своей гибели в 2000 году 43-летний Майданов занимал должность командира вертолётного полка.

Вертолётчика Майданова советские военные хорошо запомнили ещё по войне в Афганистане, где он в сложнейших условиях перевозил по воздуху людей и грузы. Благодаря Майданову множество раненых было вовремя доставлено в госпитали. Вертолётчику приходилось забирать из гор разведгруппы и подбирать сбитых моджахедами лётчиков. Известно кредо Майданова: «Или забираем всех, или все остаёмся». В 1988 году Майданов принял на борт группу десантников буквально «под носом» у душманов из банды «Чёрные аисты». Здесь пилот столкнулся с дилеммой – или оставить одного из пассажиров на земле, или лететь с перегрузкой. Майданов рискнул. Так как взлететь с места уже не получалось, он разогнал вертолёт на горной тропе и стремительно «нырнул» в пропасть. Набрав высоту, пилот сумел «дотянуть» машину до расположения советских войск. За невероятное везение друзья прозвали Майданова «Колей-счастливчиком». Правда, за тот рискованный поступок его временно отстранили от полётов.

Всего на счету Майданова было 1250 «афганских» боевых вылетов. На родину он вернулся, имея не только звание Героя Советского Союза, но и множество боевых наград.

Во Второй чеченской войне полковник Майданов уже не обязан был лично садиться за ручки управления винтокрылой машиной. Однако он стремился подменить молодых вертолётчиков, не налетавших нужного количества часов. Майданова отличала личная скромность, и в жизни, по отзывам современников, он не производил впечатления «большого начальника». Как и в Афганистане, пилот готов был рисковать жизнью ради спасения своих бойцов.

29 января 2000 года вертолётное звено под началом Майданова получило приказ высадить десант на горной вершине в Аргунском ущелье. Однако внизу их поджидала колонна боевиков – с земли затрещали выстрелы. Пули снайпера попали в кабину вертолёта, которым управлял Майданов. Лётчик получил ранение в грудь и шею. Тем не менее, истекая кровью, он продолжал управлять вертолётом. Как справедливо заметил генерал Геннадий Трошев, Майданов умел «выжимать» из своего Ми-8 то, что даже предположить не могли конструкторы этого вертолёта». Точно так же он «выжимал» всё из собственного организма. Полковник довёл машину до аэродрома и умер от потери крови перед самой посадкой. Вертолёт посадил второй пилот.

Звание Героя было присвоено Майданову посмертно указом президента России от 10 марта 2000-го года. На родине Майданова, в казахстанском Уральске, ему установлен памятник.