28/05/23

Сколько псевдонимов сменил Жуков за Великую Отечественную

Не секрет, что в годы Великой Отечественной войны советская и германская разведки активно работали над выявлением планов друг друга. Неудивительно, что эти планы старались всячески скрывать от противника. Поэтому советские военные, например, использовали различные псевдонимы и позывные. Были они и у Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова.

Где он — там победа

Именно так, несколько перефразировав девиз морской пехоты, можно было бы сказать о Жукове. Действительно, среди советского генералитета в процентном отношении именно у Георгия Константиновича было больше всего побед и меньше всего потерь. Поэтому за его перемещениями на фронте немецкая разведка следила особенно пристально. Считалось, что именно на том направлении, где находится Жуков, будет наноситься основной удар. Так в большинстве своем и было за редким исключением. Например, ржевская операция «Марс» 1942-го года официально считается вспомогательной в ходе Сталинградской битвы.

По отчеству

Кстати, во время Сталинградской битвы все документы, предназначенные Жукову, Сталин адресовал некоему «товарищу Константинову». Такой псевдоним был у маршала — по его отчеству. Кстати, это была довольно распространенная практика. Так, например, Василевский был Михайловым, Еременко — Ивановым, Ватутин — Федоровым. несколько выбивался из этого ряда только псевдоним самого Сталина — тот подписывался как Васильев.

И не только

Конечно, псевдонимы не были панацеей. Разгадать такой нехитрый код немецким разведчикам было вполне под силу. Поэтому для лучшей конспирации ложные фамилии регулярно меняли. Так, например, в Курской битве Василевский уже носил псевдоним «товарищ Александров» — по имени. Аналогичное «превращение» произошло и с фамилией Жукова — в бумагах он упоминается как «товарищ Юрьев» — также по одной из форм имени.

Этот военный псевдоним, по-видимому, нравился и самому Жукову. Во всяком случае он довольно часто использовал его и в последующие годы — сохранились документы 1944-1945-го, адресованные «товарищу Юрьеву». Да и в послевоенных сборниках воспоминаний эта фамилия фигурирует.  Хотя официально документы с псевдонимами Василевского и Жукова были рассекречены лишь в 2018 году — к 75-летию Курской битвы.