В августе 2017 года, отчитываясь перед американским конгрессом о санкционном давлении на Москву, заместитель министра финансов США Сигал Манделькер заявила, что Вашингтон заблокировал российских активов на сотни миллионов долларов. А чуть раньше, в июле, во исполнение решения Стокгольмского арбитража по иску «Нафтогаза» были арестованы голландские активы «Газпрома» на 2,6 миллиарда долларов. Можно вспомнить и про аресты российской собственности в Бельгии и Франции – на этот раз по делу ЮКОСА.
На первый взгляд, это события, мало между собой связанные: США, Европа и Украина каждая по отдельности давят на Россию по своим индивидуальным причинам. Однако, как отметили в МИДе РФ, всё это – лишь этапы развёрнутой против нашей страны кампании. Складывается впечатление, что соперники Москвы готовы действовать беспощадно, а потому «санкционные щупальца» могут дотянуться и до другой российской собственности за рубежом. Чему ещё может грозить опасность?
Что имеем
С юридической точки зрения российскую собственность за границей можно поделить на три типа. Это недвижимое имущество, закреплённое за министерством иностранных дел РФ; иное недвижимое имущество, а также вещи, не относящиеся к недвижимости. Именно у этих видов собственности в российском законодательстве есть свой юридический статус, на нормативном уровне регулируются вопросы их управления.
Так, дипломатическая недвижимость находится в ведении МИД РФ. По идее, оно должна обладать иммунитетом, но как показывает случай Генконсульства в Сан-Франциско, даже дипломатический статус не всегда помогает защитить собственность.
Иное недвижимое зарубежное имущество управляется ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом», которое входит в состав Управления делами Президента России, и Росимуществом. Последнее ведомство также распоряжается движимым имуществом.
На практике категория «недвижимое имущество» включает земельные участки, здания и сооружения, жилые и нежилые помещения, космические объекты и воздушные и морские суда. Категория «движимое имущество» - акции, доли в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, автомобили, различные технические системы и так далее.
Пожалуй, к «движимым активам» России стоит отнести и международные резервы Центрального банка. Ведь, по сути, иностранные облигации и прочие ценные бумаги; золото, хранящееся в иностранных кредитных организациях, - всё это зарубежная собственность.
Российское Монако
Говоря о российском имуществе – как в стране, так и за рубежом, - сразу стоит отметить, что информация о ней находилась в открытом доступе лишь до недавнего времени. Соответствующие сведения, согласно постановлению Правительства, должны были вноситься в Реестр федерального имущества. Конечно, за исключением данных, являющихся гостайной: например, о земле и недвижимости военных баз и космодромов.
Однако в ноябре 2015 года практика поменялась. Как пишет РБК со ссылкой на представителя Росимущества, с этого времени сведения о зарубежном федеральном имуществе перестали размещаться в Интернете и предоставляться СМИ из-за «недружественной политики ряда стран». Так что теперь данные об иностранной собственности России очень ограничены.
В открытом доступе – лишь информация, размещённая на сайте «Госзагрансобственности». На портале есть сведения о шести заграничных комплексах – по одному в Израиле, Иордании, Италии, Франции, Палестине и ЮАР. Всё это – объекты культуры: Сергиевское Подворье в Иерусалиме, Странноприимный дом на месте Крещения Господня в Иорданской деревне Гур Аль-Кафрейн, Подворье Русской православной церкви в Бари, Свято-Николаевский собор в Ницце, Российский «Музейно-парковый комплекс» в Иерихоне и Храм Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. В общей сложности их площадь с лихвой превысит 100 тысяч квадратных метров: только Сергиевское подворье в Израиле по площади равно 68 тысячам квадратных метров.
Картину об остальных владениях можно сформировать благодаря СМИ. Так, известно, что среди других культурных объектов России за границей – скала в Швейцарии вблизи деревни Андерматт. Кроме того, в 2016 году было закончено строительство Свято-Троицкого собора и Русского духовно-культурного центра в Париже. Для их возведения Москва в 2010 году выкупила участок земли общей площадью 4245 квадратных метров.
В феврале 2015 года «Аргументы и факты» писали, что в реестре государственной собственности содержалась информация о 3,27 квадратных километров владений, принадлежащих России. Это почти в полтора раза больше, чем территория всего княжества Монако. Среди десяти крупнейших владений, помимо уже упомянутых культурных объектов, 345 тысяч квадратных метров в Шотландии более 308 тысяч квадратных метров в столице Италии.
Крупные участки земли принадлежат России в Турции, США, Австрии и, например, в Никарагуа. По данным сайта «Моя планета», наша страна располагает землями как минимум в 120 странах мира.
Золотой запас
Ничуть не проще ситуация обстоит с «движимыми» активами. Информация о счетах «Госзагрансобственности», которые арестовывались по делу ЮКОСА, не разглашается. На сайте Росимущества есть очень скупые данные о принадлежащих России акциях предприятий, располагающихся за рубежом. Среди них, например, сведения о ценных бумагах французской дочки банка ВТБ, украинско-российско-английско-американского совместного предприятия «Промзапал» и тайландской компании ASPAC Company Limited.
Там же можно найти информацию о владении акциями таких компаний, как «Газпром», «Роснефтегаз» и «Алроса». У каждой из этих организаций немало активов за рубежом.
Наконец, более полное представление о международных резервах России даёт статистика Центрального банка. На 1 октября показатель составил 459,2 миллиарда долларов. Почти 77 миллиардов из них – это монетарное золото, 6,7 миллиарда – специальные права заимствования, три миллиарда – резервная позиция в МВФ. Остальные 370 миллиардов приходится на «прочие валютные активы». Среди них, наверняка, есть и облигации США.
При этом в последние месяцы Россия активно снижала свои вложения в американские ценные бумаги – до 48,7 миллиарда долларов, что стало минимумом с 2008 года.
Так Москва хочет оградить себя от рисков, связанных с новыми санкциями Вашингтона. Но, как видится, в случае желания американцы могут позариться и на другие российские активы. А их, к нашему счастью или сожалению, немало.