Сколько советских генералов согласилось работать на Гитлера, попав в плен

Великая Отечественная война ознаменовалась не только массовым героизмом советского народа, но и случаями предательства. Самым известным предателем Великой Отечественной стал, безусловно, генерал Власов. Но среди генералов РККА он был не единственным, согласившимся на сотрудничество с врагом. При этом некоторые предали Родину еще до Власова.

Сколько всего генералов попало в плен

Путь предателя-генерала начинался, как правило, с пленения. С 1941 по 1945 год в плену оказалось 79 советских генералов. Подавляющее большинство было пленено в 1941 году, в первые месяцы войны, когда в окружение попадали целые армии. В этот период к врагу угодили 62 генерала. Дальнейшая статистика такова: в 1942 году в плен попали 12 генералов, в 1943 – 4, и в 1944 – 1.

Для высшего офицерского состава нацисты создали около десятка специальных лагерей, условия содержания в которых были не в пример лучше, чем в лагерях для обычных военнопленных. Эти лагеря располагались в Замостье, Гогельштейне, Мосбурге, Циттенхосте и в других местах. Самый известный офицерский лагерь, где находилось и большинство советских генералов, базировался в Хаммельбурге. Помимо военнопленных из СССР там содержались офицеры и генералы из других стран, воевавших с нацистами.

Пленные здесь жили в бараках, комнаты которых были рассчитаны на 20-30 человек. Им полагалось постельное белье, матрасы, подушки и одеяла. Трехразовое питание было довольно скудным – три картошки на завтрак, три на ужин, на обед – жидкий суп из картофеля и брюквы, а также 300 граммов хлеба, литр суррогатного кофе, немного маргарина, джема и плавленого сыра ежедневно. Однако с этим пайком ни в какое сравнение не шла баланда, которой питались красноармейцы в «обычных» концлагерях. Кроме того, в офицерском лагере был медпункт, прачечная, баня, раз в неделю приходил парикмахер.

Пленных здесь не заставляли работать. Настроения среди наших офицеров иной раз были антисоветскими, чем немцы и пользовались, склоняя наиболее слабых духом уговорами или угрозами к сотрудничеству.

Сколько генералов стало предателями

Из 79 генералов, оказавшихся в плену, часть бежала, но подавляющее большинство — 44 человека — в конце войны было освобождено и возвращено в СССР. Половину из них после проверок сочли невиновными и полностью восстановили в правах. Остальные были осуждены за предательство.

Впрочем, «осуждены за предательство», как мы понимаем сегодня, совсем не обязательно означает, что они и в самом деле были предателями. 11 из 22-х человек после смерти Сталина были реабилитированы, некоторые посмертно. Многие из этих генералов попали в плен в первые месяцы войны, оказавшись в «котле», в лагере вели себя достойно, с врагом не сотрудничали, и вся их вина состояла в том, что они не застрелились, когда в их руках еще было оружие.

А вот истории остальных более причудливы.

Спецпроверка МГБ показала, что еще до Власова, который, как известно, оказался в плену в июле 1942 года, ряд генералов пошел на сотрудничество с врагом.

Например, генерал-майор Ф. Трухин, на момент пленения — заместитель начальника штаба Северо-Западного фронта. Сдался в плен 27 июня 1941 года со всеми документами штаба. Сотрудничать с немцами согласился сразу, позднее был начальником штаба РОА, активно участвовал в создании этой «армии». Вместе с другими «власовцами» был повешен 1 августа 1946 года.

Еще один из предателей начала войны – генерал-майор В. Малышкин, начальник штаба 19-й армии. В плен сдался в октябре 1941 года. Согласился на сотрудничество и тут же был направлен на курсы пропагандистов. Позднее, уже при Власове, занимался оргвопросами, а также контрразведкой в Русской освободительной армии. Повешен 1 августа 1946 года.

Генерал-майор И.А. Благовещенский попал в плен в июле 1941 года. Тоже довольно быстро поддался на уговоры, и одним из первых вступил в «Русский комитет», возглавил в нем военный отдел. Повешен 1 августа 1946 года.

Вместе с Власовым был повешен и генерал-майор Д. Закутный. Он попал в плен под Гомелем в июле 1941 года. Пошел на сотрудничество, занимался пропагандой, позднее вступил в «Комитет освобождения народов России».

Предателем стал и генерал-майор П. Богданов, сдавшийся в плен в июле 1941 года и немедленно начавший сотрудничать с врагом. По заказу немцев он писал «обращения к русскому народу», занимался вербовкой военнопленных в «Боевой союз русских националистов». Богданова расстреляли в апреле 1950 года.

Сотрудничал с немцами и генерал-майор А. Будыхо. Этот человек, так же как и Власов, имел заслуги перед своей Родиной, однако, плен его сломил, и он согласился заняться вербовкой военнопленных из числа бойцов РККА. Был членом «Политического центра борьбы с большевизмом». Так случилось, что два батальона предателей, созданные Будыхо, и возглавляемые им же, взбунтовались во время боев в Ленинградской области, перестреляли немцев и сдались партизанам. Вместе со своими бойцами сдался и Будыхо. Однако, второе предательство ему не помогло. Он был расстрелян в 1950 году.

Неясна судьба генерал-майора Б. Рихтера. Он попал в плен 28 июня 1941 года, работал начальником диверсионной школы Абвера в Варшаве, поменял фамилию на Руднев. Что с ним стало дальше, так и осталось неизвестным.

Кроме этих лиц, виновными в предательстве были сочтены также генералы Е. Зыбин, А. Наумов, Т. Ротберг.

Судьба остальных плененных советских генералов

Наиболее трагически сложилась судьба тех генералов, которые, оказавшись в плену, не стали предателями, но так и не дожили до освобождения.

Самым знаменитым из них является, безусловно, генерал-лейтенант Карбышев, принявший за отказ сотрудничать с немцами мученическую кончину в лагере Маухаузен. Подобный подвиг совершил и генерал-майор Данилов, забитый насмерть в лагере Флоссенбюрг.

Генерал-майор Х. Алавердов отказался сотрудничать с немцами, руководил подпольной организацией сопротивления в концлагере, и был за это расстрелян. Тем не менее на Родине его сочли предателем и лишь в 1956 году он был реабилитирован.

Всего же в немецком плену погибло 26 советских генералов.