Вопреки распространенному заблуждению, джихад — это не религиозная (ну, во всяком случае, не только религиозная) война. Война — это лишь проявления джихада (т. е. усердия верующего на пути к Аллаху). И объявить его могут исламские священнослужители ради выполнения нерелигиозных задач. Так, во время Великой Отечественной войны, видя, что советское государство ради поддержания боевого духа и лояльности к коммунистам стало мягче относиться к религиям, советские муфтии объявляли джихад Германии. Сначала это был муфтий Ташкента, а затем соответствующие фетвы (т. е. решения) издали и другие мусульманские лидеры, призывая всех мусульман Советского Союза подняться на священную войну против нацистов.
Особенно громкий призыв раздался весной 1942 года. 15 мая 1942-го, когда вермахт наступал на Кавказ, муфтий Габдрахман Расулев (председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири) сказал: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами...»; «...мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует): [...] Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры». Совещание муфтиев в Уфе в день произнесения этой речи решило снова призвать всех верующих в Аллаха защищать СССР от немецко-фашистских захватчиков: в бою и в тылу мусульмане должны были способствовать общей победе.
Войне придавался и религиозный оттенок, характер «святости». В обращении совещания муфтиев сказано: «В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность свой Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии». Другие священнослужители распространяли эти слова в мусульманских общинах по всему Советскому Союзу. Мусульмане, как и представители других конфессий, записывались в добровольцы, трудились в тылу. Под руководством муфтиев собирали пожертвования на танки, средства, одежду и продукты питания для фронта. Во время войны было создано 19 национальных стрелковых дивизий РККА, 20 кавалерийских дивизий, 15 национальных стрелковых бригад. Некоторые из этих частей за свои подвиги получили потом наименование гвардейских. Воевали мусульмане и в составе обычных воинских формирований. На джихад ушло около 180 тыс. туркмен, 200 тыс. таджиков, 300 тыс. киргизов, 600 тыс. азербайджанцев, сотни тысяч татар.
Помогали мусульмане и другими способами. Только в 1943 году на военные нужды приверженцы ислама в СССР собрали более 2,5 млрд рублей. Мусульманские женщины отдавали ради победы последние украшения и сбережения. На эти деньги было построено несколько танковых колонн и приобретено большое количество военного имущества для Красной армии. Средства собирались в мечетях. В ответ Сталин позволил мусульманам создать несколько духовных управлений в стране, возобновить работу бухарского медресе, ранее закрытых мечетей и начать строительство новых. В этом отношении политика Сталина напоминала ту, что он проводил и в отношении православного христианства во время войны. И это работало, ведь больше всего претензий к советской власти в мусульманских регионах было связано именно с репрессивной религиозной политикой коммунистов. Во всем остальном мусульмане СССР были довольно лояльными к власти советскими людьми.
Мусульмане заслужили почетное место в ряду победителей. Их вера помогала им воевать. Они становились летчиками и моряками, танкистами и пехотинцами, артиллеристами и саперами и вынесли все тяготы войны на пути от Москвы до Берлина. Более полутысячи из них кровью заслужили звание Героя Советского Союза — тут были и татары, и казахи, и узбеки, и дагестанцы, и азербайджанцы, и башкиры, и представители других больших и малых народов СССР. Помимо экономической и прямой помощи на фронте в качестве бойцов РККА, мусульманские регионы страны (Казахстан, Татарстан, Башкирия, Таджикистан, Узбекистан и др.) приняли миллионы эвакуированных из западных районов страны, попавших под удар вермахта. Мусульмане брали в свои семьи и воспитывали русских, украинских и белорусских сирот. «Джихад» бывает и таким. При условии солидарности и дружбы народов джихад может стать созидательным, великим и справедливым делом.
Исследователь истории мусульман в Великой Отечественной войне В. А. Ахмадуллин в книге «Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)» приходит к выводу, что во время войны уровень патриотизма среди мусульман достиг небывалых высот, каких не было в царской России. СССР стал для них подлинной родиной. Следуя принципу «Хуббуль ватан миналь иман» («Любовь к Родине — часть твоей веры»), мусульмане внесли в общую победу СССР над Германией свой великий вклад. А сложившуюся в ходе войны крепкую дружбу между народами СССР они берегли до самого распада Союза.