Сколько Т-34 можно было купить, продав один немецкий «Тигр»

Советский средний танк Т-34 воевал с первых дней Великой Отечественной войны. Дебют гитлеровских «Тигров» на территории СССР состоялся только через год, и он оказался весьма неудачным.

Какая бронемашина была мощнее

Западные историки вооружения Томас Йенц и Хилари Дойл, описывая характеристики немецкого тяжелого танка Panzerkampfwagen VI «Tiger» Ausf. E, принятого на вооружение в 1942 году, перечисляли его боевые характеристики: 100-миллиметровая лобовая броня, бортовая – 63-80 мм. «Тигр» был вооружен 88-миллиметровой нарезной пушкой, бившей на 4 км. Помимо этого, на тяжелом танке устанавливали до 3 пулеметов MG-34, а также противопехотную мортиру. Поначалу у «Тигров» были бинокулярные, а впоследствии монокулярные телескопические прицелы.

По шоссе «Тигр» мог развить скорость до 45 км/ч, однако в условиях бездорожья возможности передвижения, и, соответственно, боеспособность тяжелого танка резко снижались.

Как писал американский инженер и писатель Борис Кавалерчик (эмигрант из СССР), советский средний танк Т-34 имел 45-миллиметровую стальную высокопрочную лобовую и бортовую броню. На вооружении у него стояла 76-миллиметровая танковая пушка с дальностью стрельбы более чем 6 км с телескопическим либо перископическим прицелом. На бронемашине были установлены 2 танковых пулемета Дегтярева калибра 7,62 мм. По шоссе Т-34 мог развить скорость 54 км/ч, по проселочной местности – 36 км/ч. Мощность двигателя у «тридцатьчетверки» была на 150 лошадиных сил меньше, чем у «Тигра» (у немецкого тяжелого танка она составляла 650 л.с.). Однако двигатель Т-34 работал на солярке, а у «Тигра» – на бензине. Как вспоминал механик гитлеровского тяжелого танка Отто Кариус, карбюраторные двигатели «Тигров» были очень капризными, и по многим параметрам проигрывали советским танковым дизелям.

Первые боестолкновения

В книге отечественного военного историка Андрея Исаева о мифах Великой Отечественной войны описывается первый бой советских Т-34 с танковой группой Германа Гота, который состоялся 22 июня 1941 года в районе литовского Алитуса у переправы через Неман. У немцев было свыше 50 легких танков Pz.II и 30 средних Pz.IV, не считая полутора десятков командирских без вооружения. Кроме того, наступающая танковая группа Гота имела более 160 чешских легких танков LT vz.38.

Немцам противостояла 5-я танковая дивизия с 50-ю новейшими Т-34, 30-ю трехбашенными средними Т-28 и 170 легких БТ-7. Чтобы избежать окружения советским танкам тогда пришлось отойти, но по воспоминаниям одного из офицеров 7-й дивизии панцерваффе Хорста Орлова, этот бой был для гитлеровских танкистов данного подразделения самым тяжелым за всю историю войны.

Первый бой отделения «Тигров» под Ленинградом в сентябре 1942 года закончился их сокрушительным поражением – из четырех танков у одного заглох двигатель еще до подхода до передовых позиций РККА, еще три до советских траншей дошли, но, дойдя, там же и увязли в грязи, дальше, в том числе из-за проблем с оборудованием, они не продвинулись. В итоге три из четырех «Тигров» гитлеровцы сумели отбуксировать в тыл, а один тяжелый танк был захвачен советскими военнослужащими.

Цена производства

По подсчетам директора департамента финансового обеспечения Минобороны РФ Евгения Пронского, производство одного «Тигра» немцам обходилось в пересчете на советские деньги по довоенному курсу рейхсмарки к рублю (1марка – 2 рубля 12 копеек) в 531000 тысяча (а с полным боекомплектом – на 43 тысячи рублей дороже). За всю историю гитлеровских панцерваффе это была самая дорогая бронемашина.

Танк Т-34 в 1942 году стоил 193 тысячи рублей, а к концу войны его производство подешевело еще на 58 тысяч рублей.

По мнению английского историка Джеймса Холланда, производство «Тигров» было не только дорогим, но и малоперспективным делом: этот тяжелый танк оказался хорош только тогда, когда мог воевать. Если же наступала поломка (более чем в половине случаев – из-за дефектов шестискоростной коробки передач), отремонтировать «Тигр» было сложно, а часто и вовсе невозможно. Для транспортировки таких танков приходилось строить специальные железнодорожные вагоны, что дополнительно сказывалось на стоимости производственного процесса – начиная от заводской стадии и заканчивая доставкой «Тигров» на боевые позиции.