21/09/23

«Настоящий характер Сталина»: что графологи узнали о «вожде народов», изучив его почерк

Личность Иосифа Сталина вызывает у огромного количества людей самые разнообразные чувства - от глубокой ненависти до благоговейного поклонения. Этот образ становится источником политических споров, конспирологических теорий, научных дискуссий и психоанализа. Современная графология, которая становится все более популярной в криминалистике, военной разведке и бизнесе, также пытается внести свой вклад. Российские графологи современности пытаются прийти к некоему консенсусу в анализе почерка Иосифа Виссарионовича.

Графологические версии

Изучая почерк советского лидера, графологи отмечают одни и те же особенности его почерка, такие как сильное нажимание, хорошая связность букв, нетипичные основные линии и так далее. Однако, выводы исследователей в некоторых случаях имеют существенные различия.

Например, графолог Инесса Гольдберг видит в почерке Сталина "графические признаки недоверия и скрытности, граничащей с подозрительностью и параноидальностью". По ее мнению, почерк Сталина указывает на склонность к постоянному поиску врагов, способность обманывать и достигать своих целей любыми средствами. Она заявляет: "Слова Сталина абсолютно ничего не значили... Он был недостойным доверия человеком". Графолог отмечает, что Сталин "мог быть очень хитрым и лукавым, использовать свой интеллект, чтобы достичь своих интересов любой ценой, даже если это означало совершить нечестные поступки, предать друга или использовать кого-то в наиболее подходящий момент".

В то же время графотерапевт Лариса Лоран утверждает, что, судя по почерку, Сталин обладал сильными моральными установками, которые практически невозможно было сломать. При этом, отмечая у Сталина выдающиеся дипломатические способности и чрезвычайно развитую интуицию, графолог пишет, что такой человек «Всегда думает, что говорит и не всегда говорит, то, что думает». Также Лариса Лоран отметила его стремление реализовать задуманное, которое иногда могло быть сверхнастойчивым, а также упрямство, авторитарность, требование от окружения беспрекословного подчинения и четкого выполнения своих требований. По ее мнению, такой психотип «никогда не останавливается в своих действиях, даже если необходимо вторгаться в чужое личное жизненное пространство или последствия могут не понравиться кому-либо». При этом как основную черту характера исследователь отмечает критичность, склонность к дедукции и тщательному анализу.

Примечательно, что, обращая внимание на идентичность графологических признаков почерка и подписи, Лариса Лоран приходит к заключению, что не существовало разницы между тем, каким Сталин был внутренне, и тем, каким он хотел казаться своему окружению. Прямо противоположное мнение высказывает графолог Лариса Дрыгваль, которая утверждает, что «противоречивое сочетание резких, жестких, угловатых штрихов с сильным нажимом, детерминированных подсознательными, иррациональными импульсами и сознательными механизмами, связанными с попытками стилизовать почерк, делать его читабельным и относительно нормативным», свидетельствует о догматичной, категоричной натуре с крутым нравом и бескомпромиссным поведением, которая маскировалась «более красивым и продуманным имиджем». «Отцу народа было крайне важно то, как о нем думают окружающие, как о нем отзываются. Его внешняя сторона личности (имидж) кардинально отличалась от внутреннего естества. Имидж был тщательно продуман, просчитан и идеализирован в глазах окружающих», – резюмирует она.

Графолог И.В. Щеголев отмечает, что при написании слов буквы у Сталина постепенно опускаются. При этом первая буква следующего слова заметно выше последней буквы предыдущего слова. По его мнению, это свидетельствует о пессимистичности натуры, которая может обладать бойцовскими качествами, но плохо держит удары судьбы. Также заметные скачки основной линии свидетельствуют о резких перепадах настроения. По его словам, те же особенности характера отмечали и его приближенные. Среди черт характера исследователь также отмечает прагматичность, честолюбие, умение сконцентрироваться на конкретных целях, непомерном самоуважении.

Графологи сходятся в том, что Сталин был доминантной личностью, которая желала оставаться в центре внимания и руководствовалась внутренней убежденностью. «Этому человеку была свойственна идейная направленность, выполнение роли борца со злом, защитника униженных и оскорбленных, искренняя вера в то, что улучшить мир можно любыми средствами, а также непоколебимость и безоговорочная вера в свою правоту. Можно сказать, что Сталин психологически ощущал себя служителем этой идеи, верил в свою миссию и ее осуществление», – пишет Лариса Дрыгваль. Отмечают графологи также и возможные скрытые комплексы, сильное природное агрессивное начало, неготовность проявлять эмоции и чувства. Щеголев также утверждает, что в поздний период жизни последние буквы фамилии в подписи написаны очень сжато и напоминают частокол. «Похоже, что с возрастом недоверчивость и скрытность Сталина приняли маниакальный характер», – выдвигает гипотезу графолог.