25/12/20

«Смерть-коммунистам!»: почему в Слуцке взбунтовались рабочие

Осенью 1967 году в провинциальном белорусском городе Слуцк произошли массовые беспорядки, вызванные несправедливым, по мнению местных жителей, судейством высокопоставленного чиновника, убившего рабочего. Результатом восстания стала гибель местного судьи и милиционера, а также сгоревшее здание суда.

Драка в подъезде

Чиновнику Геннадию Гапановичу было 28 лет и в свои молодые годы, он был членом коммунистической партии и возглавлял отдел культуры слуцкого горисполкома. В апреле 1967 года он вместе со своим 25-летним родственником по фамилии Сытько распивал спиртное и вечером вышли в подъезд покурить. На лестничной клетке братья увидели рабочего Александра Николаевского, который также был пьян и зашел погреться, а также продолжить выпивать.
Гапанович и Сытько стали выгонять рабочего из подъезда и столкнули того со ступенек. После этого они вытянули Николаевского на улицу и избили мужчину. Родственники пошли дальше пить, а рабочего утром нашли мертвым в городском парке. Оказалось, что Николаевский страдал язвой желудка, которая открылась от нанесенных побоев.

Несправедливый суд

Милиция не распространялась относительно дела, но по 40 тысячному Слуцку сразу пошли слухи о том, что на самом деле Николаевского зарезали или задушили. Масла в огонь подлила личность обвиняемого в убийстве. В городе заговорили, что коммунисты и номенклатурщики насмерть забили простого рабочего. Пошла молва о якобы вражде семьи Николаевских, которые в войну были партизанами и Гапановичей, служивших нацистам.
Однако все это были ничем не подкрепленные слухи. Первое заседание суда произошло 10 октября. Сторона погибшего была представлена многочисленной группой поддержки, а отец Николавеского, не веря в объективность суда, потребовал, чтобы дело рассматривалось в Минске.
Рабочие желали убийце высшей меры наказания, а слуцкий суд считал преступление бытовой дракой, и обвиняемому грозило до 8 лет. Люди стала кричать, что коммунисты «отмазывают своего» и справедливого приговора не будет. Из руководства города к рабочим никто не вышел, отказали им в громкоговорители, через который возмущены жители города, могли слушать заседание.

Начало бунта

На второй день к суду пришло еще больше горожан, а на третий день ситуация вышла из под контроля. 13 октября Гапановича привезли на суд не в автозаке, а в машине скорой помощи, что собравшиеся люди восприняли как знак скорого освобождения убийцы-мажора. Собравшиеся стали возмущаться, а проходившим мимо горожанам объяснялось, что сейчас «коммунисты отмажут убийцы простого работяги».
С каждой минутой толпа росла. Рабочие стали требовать, чтобы им отдали убийцу, откуда-то появилась водка, которая еще больше усугубила ситуацию. Милиция бездействовала, а ее начальника не было в городе. Судья опасаясь, за жизнь подсудимого, решила закончить заседание раньше. Однако бунтующие люди заявили, что пока им не выдадут коммуниста-убийцу из здания никто не выйдет.
К этому времени на предприятиях города закончилась смена, и вокруг суда собралось более 3 тысяч человек. Рабочие стали собирать булыжники и ломать заборы на дубинки, а на их усмирение из Минска выслали 350 бойцов внутренних войск.

Бой у здания суда

Солдаты взяли здание суда в оцепление, а толпу попытались разогнать газом «Черемуха». Когда люди расступились, на автозаке удалось вывести обвиняемых. Гапановича при этом переодели в форму старшего лейтенанта Станислава Татура. Разъяренная толпа стала нападать на солдат, закидывая их камнями, избивая палками и забрасывая им глаза песком.
Жители Слуцка считали, что Гапанович все еще в суде и начали забрасывать деревянное здание «коктейлями Молотова». Из постройки стали выпрыгивать, находящиеся там милиционеры, среди которых оказался старший лейтенант Татур, на котором не было формы. Именно его толпа посчитала Гапановичем и до смерти забила мужчину.
Пожарные машины бунтовщики не пропустили, и даже перерезала им шланги. В охваченном пламенем здании осталась только судья Алексеева, которая и погибла в огне. Когда суд сгорел, люди посчитав, что правосудие свершилось, разошлась по домам.

Последствия бунта

На следующий день началось следствие. Минское руководство испугалось, что в беспорядках приняли участия простые рабочие, выступающие с лозунгами «смерть-коммунистам». Все высшее партийное, милицейское и хозяйственное руководство было смещено с должностей и исключено из партии.
Кроме погибшего милиционера и судьи семь солдат получили серьезные травмы, 30 бойцов были легко ранены. За участие в беспорядках арестовали более 70 человек, и оказалось, что большинство из них были простые рабочие, школьники и пенсионеры. Среди задержанных были даже дружинники. 15 человек получили от 3 до 15 лет, а двоих поджигателей суд приговорили к смертной казни. Убийца Гапанович получил 8 лет тюрьмы.