06/09/23

Смерть на глубине 235 метров: тайна исчезновения советской подлодки С-80

В январе 1961 года, подводная лодка С-80, находившаяся в Баренцевом море, исчезла. Однако только спустя 8 лет удалось отыскать это судно. Специальная комиссия, созданная с этой целью, не только выяснила причины катастрофы, но и обстоятельства, при которых погибли 68 членов экипажа С-80.

Исчезновение подлодки и ее поиски

С-80 была построена на горьковском заводе «Красное Сормово» в 1950 году и позже переоборудована под комплекс крылатых ракет П-5. После прохождения всех необходимых испытаний, подлодка отправилась к месту постоянного базирования в губу Оленья (Мурманская область) через 10 лет. Однако срок службы судна оказался кратким.

Последний раз экипаж С-80 вышел на связь 27 января 1961 года в 00:47, доложив о своем местонахождении и погодных условиях. К слову, погодные условия были неблагоприятными, поэтому подлодке приказали покинуть полигон в Баренцевом море до 18:00.

С этого момента С-80 перестала выходить на связь. 28 января 1961 года для выяснения причин катастрофы (а в том, что произошла трагедия, уже никто не сомневался) была создана специальная комиссия под председательством маршала Советского Союза Константина Рокоссовского и организованы поисковые мероприятия. Но все было тщетно. Только через неделю после окончания поисков, как указано в издании «Подводные силы России» (Оружие и технологии, 2006 год), то есть 3 февраля 1961 года рыболовецкий траулер PT-38 выловил тралом сигнальный буй, маркировка которого свидетельствовала о его принадлежности к пропавшей подлодке. Однако буй не помог: подводная лодка так и не была найдена.

Обнаружение судна и причины трагедии

Тайна исчезновения С-80 была раскрыта только спустя несколько лет. По крайней мере, по словам Александра Железнякова, автора книги «Тайны ракетных катастроф», лишь в 1968 году до властей дошла информация о том, что местные рыбаки жалуются: мол, сети все время цепляются за какой-то объект под водой. Поиски возобновились. 24 июля 1969 года подлодка наконец была поднята на поверхность. Выяснением причин аварии занялись члены вновь созданной комиссии. Константин Рокоссовский к тому моменту уже скончался, поэтому комиссию возглавил Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Щедрин.

В результате расследования, как пишут в издании «Первая советская атомная подлодка. История создания» Леонид Осипенко, Николай Мормуль и Лев Жильцов, комиссия пришла к выводу, что подводная лодка С-80 затонула по причине поступления забортной воды внутрь прочного корпуса через открытую шахту подачи воздуха к дизелям. Трагедию можно было предотвратить, закрыв соответствующую крышку, но матрос-машинист по ошибке повернул маховик астронавигационного перископа, находившийся рядом. Ошибка была обнаружена, но закрыть запор шахты вручную не удалось, так как давлением воды оказался погнут шток клапана.

Страшная смерть подводников и последствия аварии

Результатом упомянутых ошибок стала смерть 68 членов экипажа. Большинство из них, как утверждает автор книги «Черный календарь с древнейших времен до 2000 года», Юрий Стома, умирали на глубине 235 метров долго и мучительно, пока не закончился кислород. По крайней мере было установлено, что 56 человек в течение нескольких часов скончались в результате асфиксии или утопления. 11 подводников погибли от механических травм, один – от поражения электрическим током. В число первых включили и старшину, который предпочел уйти из жизни добровольно и более быстрым способом.

Останки капитана подлодки А. Д. Ситарчика и его подчиненных были захоронены в братской могиле в Оленьей Губе. Сама подводная лодка в связи с нецелесообразностью выполнения восстановительных работ была взорвана и разделана на металлолом в «Главвторчермете» на мысе Зеленый. Но на этом история С-80 не закончилась. Именно после исчезновения подлодки было заложено и построено спасательно-подъемное судно «Карпаты», а операция по подъему судна с такой глубины и его транспортировке оказалась первой в мире. Конструкторы вынесли из аварии урок, оборудовав другие подлодки специальными устройствами, сигнализирующими о попадании воды в корпус.