28/11/21

Смерть Сталина: почему дочь главного телохранителя вождя Власика обвиняла в ней Берию

Этот человек четверть века был личным телохранителем Сталина, тенью вождя, организатором его быта, нянькой его детей. Он разработал принципы охраны первых лиц государства, которыми спецслужбы пользуются и поныне. Он создал систему правительственных дач. С его легкой руки Сталина начали называть «хозяином». Когда Власика арестовали, он произнес фразу, оказавшуюся пророческой: «Убрали меня, значит, скоро не будет и Сталина».

Сын белорусского крестьянина становится телохранителем вождя

Николай Сидорович Власик родился в 1896 году в деревне Бобыничи, в Белоруссии, в семье бедного крестьянина. Мальчик очень рано осиротел. Он успел окончить лишь три класса церковно-приходской школы, и должен был пойти работать, чтобы как-то прокормить себя. Он был чернорабочим, каменщиком, грузчиком. А в 1915 году парня призвали на фронт. Воевал он храбро, был награжден Георгиевским крестом и дослужился до унтер-офицера. После ранения Власика направили в Петроград и уполномочили командовать взводом в одном из пехотных полков, дислоцировавшихся в столице Российской империи.

Когда случилась революция, крестьянский сын без раздумий встал на сторону большевиков. Воевал под Царицыном, а затем был переведен в ВЧК, под начало самого Дзержинского. Его добросовестное отношение к делу было замечено. В 1926 году Николая Власика назначают старшим уполномоченным ОГПУ.

А через год произошло ЧП: кто-то бросил бомбу в комендатуру на Лубянке. Власика, который в тот момент был в отпуске, вызвали и приказали обеспечить охрану не только Кремля и особого отдела ВЧК, но, главным образом, первых лиц государства. Прежде всего, разумеется, речь шла о Сталине, который к тому моменту уже был фактически полновластным руководителем страны.

Власик приступил к делу с крестьянской основательностью. Прежде всего, он установил, что охрана руководителей страны поставлена из рук вон плохо. У Сталина был единственный охранник – литовец Юсис, которому вождь очень доверял. Юсис был, практически, членом семьи Сталина, сопровождал вождя на работу и на прогулках. В те времена первые лица государства запросто ходили по Москве, пешком добираясь на работу и с работы. А противников новой власти в столице было предостаточно – от эсеров, не растерявших навыков террористических актов, до монархистов и прочих белогвардейцев. Поэтому одного лишь Юсиса, несмотря на его безусловную преданность вождю, было недостаточно.

Еще больше Власик был удивлен порядками на даче в Кунцево, где отдыхала семья Сталина. Осмотрев дом, он убедился, что в нем нет ни постельного белья, ни нормальной посуды и даже готовить не на чем – семейство вождя, выезжая в Кунцево, питалось бутербродами, которые Надежа Аллилуева брала с собой из Москвы. Власик распорядился привезти в Кунцево повариху и уборщицу, организовал доставку продуктов из ближайших совхозов, провел телефонную линию между Кремлем и Кунцево и вообще, наладил быт вплоть до доставки посуды и прочих необходимых вещей.

Юсис, знавший аскетические вкусы вождя, опасался гнева Сталина, и отправил Власика на прием к Иосифу Виссарионовичу: дескать, договаривайся сам обо всем этом! Аудиенция получилось успешной: Сталин поворчал, но согласился.

Когда Юсис умер в 1931 году, его преемником при особе Сталина сделался Власик. «Тенью вождя» он оставался на протяжении 25 лет. Власик создал систему безопасности правительственных объектов, ему же принадлежит принцип передвижения первого лица во время любых поездок: по шоссе движется группа из одинаковых автомобилей, и только охрана знает, в какой именно находится вождь. Впоследствии этот принцип, как говорят, спас жизнь Брежневу, на которого было совершено покушение в 1969 году.

Власик неотлучно находился при «хозяине» — так он называл Иосифа Виссарионовича — и в Кремле, и на даче, и во время поездок.

Когда трагически ушла из жизни Надежда Аллилуева, Власик сделался охранником и нянькой детей Сталина, обеспечивая их безопасность в школе, на прогулках. Он ходил на родительские собрания в класс к Василию и присматривал за ухажерами Светланы.

Когда началась война, Власик организовывал эвакуацию правительственных учреждений в Куйбышев, руководил обеспечением безопасности парада 7 ноября 1941 года в Москве. Власик же занимался и международными конференциями в Тегеране и в Ялте, причем, заботился не только о безопасности, но и обо всем остальном, вплоть до подачи бутербродов и отбора красавиц официанток.

Власик и Берия: схватка за влияние на Сталина

Разумеется, такой влиятельный человек, как Николай Сидорович Власик, не мог не нажить себе врагов. Так и случилось. Врагов у Власика было предостаточно. И самым опасным среди них был Берия. Как только Лаврентий Павлович появился в ближайшем окружении Сталина, между ним и Власиком началась смертельная схватка за влияние на вождя.

Берия действовал очень тонко: зная аскетизм Сталина и его крайнее неодобрение разгульной жизни подчиненных, он умело «подсовывал» вождю факты неумеренности и злоупотреблений Власика. А Николай Сидорович иной раз давал для этого повод. Разумеется, ему было далеко до эпического казнокрадства нынешних героев криминальных новостей, но кое-что Власик себе позволял. Он возглавлял ГУ охраны, бюджет этого ведомства составлял 170 миллионов рублей.

Сталину начали докладывать о том, что в его отсутствие на его дачах происходят кутежи, и что участвует в них и сам Власик. И что Власик барствует, и водит к себе красивых женщин – все за счет государства. Припомнили начальнику охраны Сталина и вывезенные им из Германии два рояля, и племенных быка и корову, которых Власик подарил своим односельчанам. В 1948 году арестовали Федосеева – коменданта ближней дачи. Он показал на допросах, что Власик, якобы, намеревался отравить Сталина.

Вождь тогда этому не поверил, но, вероятно, к своему верному охраннику все же присмотрелся повнимательнее. В 1952 году Берия инициировал комиссию по проверке ГУО. Эта проверка и выявила многочисленные хищения и растраты, допускаемые персоналом правительственных дач. И не последнюю роль в этих махинациях играл, если верить материалам проверки, Николай Власик. Его исключили из партии, сняли с должности и отправили в город Асбест на Урале, назначив заместителем начальника тамошней колонии.

Арест Власика и смерть Сталина

Но опалой и удалением дело не кончилось. Через полгода, в декабре 1952 Власик был арестован. На сей раз речь шло не о хищениях, а о покушении на жизнь самого Сталина. Как раз в это время разворачивалось печально знаменитое «дело врачей», и Власика обвинили в том, что он оставил без внимания «сигналы» о вредительской деятельности «медицинских профессоров», намеревавшихся отравить и «залечить» Сталина и других высокопоставленных лиц. Власик держался стойко. Обвинения отрицал, и не помогли ни многочасовые допросы, ни оскорбления, ни инсценировки расстрелов.

А меньше, чем через три месяца после ареста Власика умер Сталин. Обстоятельства смерти вождя широко известны: весь день, с самого утра, с момента, когда Сталин обычно просыпался, вся обслуга дачи ждала сигнала от «хозяина», не решаясь открыть дверь спальни Сталина. И только в 9 часов вечера охранники, наконец, вошли в комнату. Сталин лежал на полу, разбитый инсультом. Его перенесли на диван, однако, врачей вызвали почему-то лишь на следующий день.

Вся эта история дала основания подозревать в действиях окружения Сталина и, прежде всего, Берии, злой умысел против вождя. Так это или нет, сказать сложно, но очевидно одно: будь Власик рядом, Сталин не ждал бы помощи так долго. Приемная дочь Власика Надежда в своем интервью, данном газете «Московский комсомолец» в 2003 году заявила: «Отец бы не дал ему [Сталину] умереть. Он не стал бы ждать сутки за дверями, как те охранники 5 марта 1953 года, когда Сталин «проснется». Он бы вышиб все двери, выгнал бы всех с территории дачи, невзирая на чины, и конечно привез бы врачей». Зная характер Власика, в этом не приходится  сомневаться.

Вскоре после смерти Сталина Власик был помилован и отпущен на свободу. Однако, реабилитация его произошла лишь спустя годы после его смерти по инициативе Надежды Власик.