«Смертельное свидание для палачей»: как партизанка-«княжна» Татьяна Маркус мстила фашистам

На оккупированной территории СССР многие немецкие офицеры, утомлённые службой, искали встреч с девушками «лёгкого поведения». За одну из них выдавала себя киевлянка Татьяна Маркус – еврейка-подпольщица, мстившая гитлеровцам за смерть отца в Бабьем Яру.

Из евреек в «княжны»

21 сентября 1941 года, через два дня после того, как немцы вошли в Киев, комсомолке Татьяне Маркус исполнилось 20 лет. До войны девушка работала в отделе кадров пассажирской службы Юго-Западной железной дороги. Её отца, музыканта Иосифа Маркуса, фашисты увезли в Бабий Яр, где он был расстрелян вместе с десятками тысяч киевских евреев. Татьяна же с первых дней оккупации присоединилась к подпольной организации, созданной Киевским горкомом КП(У).

Подпольщице выдали поддельные документы на имя Татьяны Маркусидзе. При общении с гитлеровцами девушка называла себя дочерью грузинского князя, якобы расстрелянного «проклятыми большевиками». «Гибридный» псевдоним «Маркусидзе» комсомольцы придумали явно в насмешку над оккупантами. В нём не только читалась собственная фамилия девушки. Знатоки советской литературы легко узнали бы отсылку к «Иоканаану Марусидзе» – это был псевдоним прохиндея Остапа Бендера, когда он выступал в образе «бомбейского брамина». Но немцы над такими тонкостями не задумывались, более того, от «кавказской» красоты киевлянки оккупанты просто теряли голову. Подобно ветхозаветной Юдифи, Татьяна Маркус умело завлекала врагов своими женскими чарами.

Прелестница с браунингом

Подпольщица-«княжна» устроилась работать официанткой в немецкую офицерскую столовую, где привлекала внимание многих мужчин. Но свидания с роковой красавицей для фашистов заканчивались одинаково – всех их находили мёртвыми. Вступала ли Татьяна Маркус в сексуальные связи с противником, в официальных донесениях киевского подполья не уточнялось. Однако в партизанском отряде у неё был возлюбленный – Георгий Левицкий, который следил за операциями Татьяны и всегда был готов прийти на помощь, если потребуется.

Можно представить, с каким презрением смотрели киевляне на «расфранченную» блондинку в крепдешиновом платье, прогуливающуюся то с одним, то с другим немецким офицером. Однако они не подозревали, что в решающий момент «грузинская княжна» достанет удавку или маленький браунинг.

Жертвами красавицы-официантки становились даже самые высокопоставленные фашисты, которые вдали от своих чопорных фрау не упускали возможности «закрутить интрижку». Однажды «на удочку» клюнул бригадефюрер, присланный из Берлина специально для борьбы с подпольщиками. Он сводил Татьяну на оперу «Аида», затем пригласил к себе домой и раз за разом пытался добиться близости. На пятом свидании немцу казалось, что сердце грузинской девушки наконец-то «растаяло». Охрана, привыкшая к частым визитам Татьяны, не стала досматривать её сумочку – этим партизанка и воспользовалась, пронеся пистолет в апартаменты ухажера.

Стоит отметить, что партизанка расправлялась с немцами не только на свиданиях. Однажды она швырнула с балкона в колонну марширующих фашистов гранату, спрятанную в букете астр. А работая в столовой, она подсыпала в пищу яд.

«Смелая, бесстрашная комсомолка Таня Маркус (кличка Маркусидзе), активная участница истребительно-подрывной организации, самолично уничтожила десятки немецких солдат и офицеров, предателей путем удушения и отравления», – отмечалось в отчёте Киевского горкома КП(У) за сентябрь 1941 года – январь 1942 года.

В действительности Татьяна Маркус заманила в ловушку 27 человек, с которыми разделались другие подпольщики. Лишь шестерых оккупантов девушка убила лично.

Гибель Татьяны Маркус

Подпольная эпопея «княжны Маркусидзе» продолжалась девять месяцев. Несмотря на регулярные происшествия, немцы не заподозрили работницу столовой, хотя о её связях с убитыми было известно. Официантка «искренне» оплакивала каждого погибшего.

Но однажды Татьяна не сумела скрыть своих подлинных чувств. Убив оберштурмбаннфюрера Карла Штуккарта, она оставила у его тела записку: «Всех вас, фашистских гадов, ждёт такая же участь. Татьяна Маркусидзе».

Хотя девушка вновь переменила внешность и имя, став Тамарой Ивановой, оставаться в Киеве было слишком опасно. Командир диверсионной группы Александр Фалько обещал на лодке отвезти её к лесным партизанам, но 22 августа 1942 года их схватили на берегу Русановской протоки. По одной из версий, Фалько был предателем. В течение пяти месяцев немцы подвергали бывшую официантку изощрённым пыткам, требуя назвать имена других подпольщиков. Но Татьяна Маркус молчала до самой смерти. Её расстреляли 23 января 1943 года.

В 2006 году Татьяне Маркус присвоили звание Героя Украины, а в 2009 году в Киеве ей был открыт памятник.