25/12/22
ФОТО: ruspodplav.ru

«Смертельный таран подлодки К-10»: как советская АПЛ потопила китайскую субмарину

В конце января 1983 года на глубине 54 метра атомоход К-10 «сцепился» с неизвестным объектом. Удар оказался настолько силен, что капитан 1 ранга Валерий Медведев, командовавший подлодкой, приказал поднять тревогу и задраить первые три отсека. Установить сразу после происшествия, с кем же столкнулись советские подводники, не удалось — ни одно государство об авариях в тихоокеанском регионе в тот год так и не сообщило.

В глубинах океана

Противостояние двух мировых держав — СССР и США, в середине прошлого столетия ушло, в том числе, и глубоко под воду. Американцы в обстановке высокой секретности с завидной регулярностью посылали с очередными шпионскими заданиями к берегам Советского Союза свои подводные лодки. Естественно, советский флот отвечал тем же.

В определенный момент, несмотря на размеры Мирового океана, подлодкам двух государств стало, мягко говоря, в нем тесно. Столкновения происходили периодически. Так, 15 ноября 1969 года советская К-19 в Баренцевом море пошла на таран американской лодки «Гэтоу», который для американцев завершился трагически. «Гэтоу» получила пробоину в прочном корпусе и легла на грунт.

Впоследствии командир получил приказ внести изменения в бортовые журналы, согласно которым судно покинуло район аварии за трое суток до состоявшегося инцидента. А в 1981 году недалеко от Кольского полуострова произошло столкновение, в ходе которого американская субмарина своей рубкой протаранила кормовую часть советского ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-211.

Известен и эпизод со столкновением советской подлодки К-10, который произошел 21 января 1983 года. Правда, установить точно, с кем же не поделили просторы Южно-Китайского моря моряки-подводники из СССР, сразу не получилось.

Подводная лодка К-10 (проект 675) несла в то время боевое дежурство. Обстановка на корабле была спокойной, поставленные задачи выполнялись в соответствии с заранее установленным планом. Экипаж входил в назначенный район и готовился к сеансу связи.

Судно находилось на глубине 54 метра. Командир принял решение провести маневр проверки отсутствия слежения. Суть такого маневра заключается в том, что лодка резко разворачивается и начинает какое-то время следовать обратным курсом. Если кто-то и сидел на «хвосте» у лодки, то вычислить его можно было только с помощью совершения такого маневра. После разворота, в случае обнаружения объекта, осуществляющего слежку, подлодки уже менялись ролями. Следить начинали те, кто выполнял маневр.

В тот период никаких подозрений насчет того, что за К-10 кто-то следит, не было. Резкий разворот на обратный курс (американцы его еще называли «бешеный Иван») необходимо было делать периодически — этого требовал приказ вышестоящего начальства. Акустики докладывали, что горизонт чист, поэтому столкновения никто не ожидал. Тем не менее оно произошло.

Удар по носу

Сначала подводники почувствовали резкий толчок, потом довольно сильный удар, который сотряс корпус корабля. Подлодка начала вести себя странно — скорость хода стала уменьшаться, деферент на нос увеличиваться. Первые три носовые отсека были загерметизированы вместе с находившимися в них моряками. Тут же была объявлена аварийная тревога.

Командир К-10, капитан 1 ранга Валерий Медведев по громкой связи стал запрашивать первый отсек, но ответом была тишина. «От удара при столкновении матросы наверняка получили сильный стресс, надо было выяснить обстановку. Через две минуты, показавшиеся мне вечностью, из первого прошел доклад: отсек герметичен!», — рассказывал Валерий Николаевич.

Подлодка оказалась в надводном положении в 21 час 31 минуту. Над морем в тот вечер свирепствовал тайфун. Через перископ Медведев стал осматривать прилежащую акваторию. Но никакой информации о том, что же произошло ранее, капитан так и не получил. Тогда было принято решение вернуться в точку столкновения. Штурману и сигнальщикам удалось увидеть оранжевый проблесковый огонь удалявшейся подводной лодки. Буквально через 40 секунд он исчез.

Медведев доложил о столкновении и получил приказ следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Там К-10 обследовали водолазы. Они зафиксировали сильные повреждения в носовой части, а также обнаружили металлические части неопознанного объекта, с которым столкнулась подводная лодка. Был сделан вывод, согласно которому, судно, осуществлявшее слежку за К-10, должно было обязательно затонуть. Но никто из стран так и не распространил заявление об аварии, произошедшей с их подлодкой. Только спустя пару лет в китайской газете появилось упоминание о гибели китайских ученых при испытании подводного судна.

Но в том, что советская подлодка столкнулась именно с китайской, сомнений не остается. И вот почему. Власти Китайской Народной Республики в соответствии с Постановлением Правительства СССР от 9 января 1959 года получили от соседнего государства рабочие чертежи и техническую документацию по проекту подлодок 629. Первая из них была заложена на судостроительном заводе в Даляне осенью 1960 года. Китайцы трудились ударными темпами.

Также, во многом благодаря советской помощи первая китайская подводная лодка была спущена на воду уже в конце 1961 года. Судно получило бортовой номер 200. Примерно к этому же времени в Комсомольске-на-Амуре был готов еще один корабль, который по частям вскоре был перевезен в Китай. В Поднебесной ему присвоили номер 208. В их задачи входило испытать китайскую баллистическую ракету JL-1.

Через два года после инцидента с К-10 стало известно, что китайское судно номер 208 со всем экипажем и группой ученых и инженеров на борту (более 100 человек) погибло во время проведения испытаний. Но китайское руководство так и не связало официально столкновение советской лодки с гибелью своей. Не исключено, что из-за нежелания привлекать внимание мирового сообщества к своей «подводной» деятельности…