22/04/24

Соловецкий бунт: почему монахи восстали против царя

Под стенами Соловецкого монастыря во второй половине XVII века впервые появился отряд стрельцов. 125 воинов выглядели растерянными, так как никто из не подозревал, для чего их пригнали в обитель. Так началось уникальное противостояние в мировой истории – между восставшими против царя монахами и русской армией.

Неприступный монастырь

Монастырь оказался настоящей крепостью. Толщина стен у основания составляла 5-7 метров, высота – 8-11, а длина – чуть более километра. На её защите стояли около 700 монахов, из которых примерно половина была обучена ратному делу. Кроме того, в распоряжении восставших находилось 90 пушек, 900 пудов пороха и большие запасы ручного огнестрельного оружия.

Причина назревавшего конфликта – в личности патриарха Никона. Он провёл церковную реформу, после которой в московских храмах стали креститься не двумя, а тремя перстами. Но «корень зла», на самом деле, заключался в другом. В 1639 году Никона изгнали из обители, а став патриархом он, видимо, решил всячески мстить оказавшейся в его подчинении соловецкой братии.

Правда, не ладились отношения у руководства монастыря и с царём, который всё никак не хотел утверждать настоятелем архимандрита Никанора.

Ультиматум царю

Напряжение возрастало постепенно, достигнув апогея в сентябре 1967 года, когда монахи выдвинули царю ультиматум: «Отнюдь не будем прежней своей православной веры переменять, и вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие!».

Правитель тут же объявил монахов раскольниками и приказал начать экономическую блокаду Соловков. Началась вялотекущая борьба с восставшими монахами. На протяжении восьми лет стрельцы летом прибывали под стены крепости, пытались вразумить иноков, а к зиме возвращались на большую землю.

К более решительным действиям царь решил перейти в 1674 году. Отныне осаждающие не должны были покидать территорию под страхом смерти до разрешения конфликта. Во главе войска оказался стольник Иван Мещеринов, которому неожиданно повезло. На сторону стрельцов вдруг перешёл инок Феоктист, который и указал стольнику слабое место в оборонительных укреплениях.

Сначала ему не хотели верить, но так как любое действие в той ситуации считалось лучше бездействия, то Мещеринов решил рискнуть. И не зря! К февралю 1675 года крепость была взята. Из всех защитников в живых остались только 14. Но сам царь Алексей Михайлович недолго радовался тому, что смог подавить бунт монахов. Через неделю после знаменательного события он скончался.