04/08/19

"Советская агрессия" и другие моменты советской истории, которые активно переписывают на Западе

Пересмотр итогов Второй мировой войны, переоценка событий и переписывание советской истории – вот чем сегодня активно занимаются западные пропагандисты. Самое страшное, что в этом они находят немало сторонников в России. И те, и другие имеют четкие политические цели, ведь, как сказал Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Не претендуя на истину в последней инстанции, сегодня мы расскажем о нескольких исторических моментах, которые сегодня пытаются представить в искаженном виде.

Нападение СССР на Польшу в 1920 году

Страницы истории, связанные с советско-польской войной, большинству известны не очень хорошо. Вроде что-то такое было: освободительный поход Красной Армии, который закончился разгромом под Варшавой и потерей Западной Украины и Западной Белоруссии. Вот только ошибочно полагать, что именно СССР (а точнее, тогда еще РСФСР) в том конфликте был агрессором. Хотя это как раз большинству кажется очевидным. Ну не могла же маленькая Польша напасть на большую Советскую республику? Могла.

Как рассказывает Михаил Мельтюхов в книге «Советско-польские войны: Военно-политическое противостояние, 1918−1939 гг.», в начале 1919 года немецкая армия отступила с некогда оккупированных ею территорий Белоруссии, Украины, Прибалтики. Освобожденные территории занимала с одной стороны РККА, а с другой – недавно провозгласившая независимость Польша. В середине февраля войска встретились на рубеже Кобрин — Пружаны. Советское правительство готовилось к переговорам – с целью определения границ Польши и новообразованной Литовско-Белорусской ССР. Но поляки мирную инициативу проигнорировали и начали наступление, которое остановилось лишь в конце лета к востоку от Бобруйска.

После заключения перемирия в августе 1919 года, начались переговоры. Но граница, предложенная западноевропейскими державами (так называемая «Линия Керзона»), не устраивала поляков, так как в этом случае им пришлось бы вернуть Советам большую часть захваченных территорий. Поэтому весной 1920 года польская армия начала новое наступление и дошла до Киева, но триумф был недолгим. Начавшееся летом контрнаступление позволило не только вернуть все захваченные территории, но и дойти до Варшавы. Впрочем, это уже совсем другая история. А Польша, как видим, всего за один короткий конфликт умудрилась дважды выступить в роли агрессора.

Количество погибших в ГУЛаге

Распространенный и активно пропагандируемый миф гласит, что в советских лагерях было уничтожено куда больше людей, чем в немецких. И что, якобы, это фашисты учились зверствам у большевиков. Если брать абсолютные данные и немного «поиграть» цифрами, то доказательства этого утверждения найти несложно. Действительно, например, в 1939 году в Дахау умерло 1235 человек, а в Севвостлаге - 13475. Но в последнем и людей содержалось не в пример больше...

Так что оперировать все-таки стоит не абсолютными, а относительными цифрами. И здесь данные совсем другие, даже если откинуть нацистские транзитные лагеря и лагеря смерти, в которых гибли тысячи военнопленных, а оставить только трудовые лагеря. Если руководствоваться данными, которые приводит историк Ричарда Овери в книге «Диктаторы: гитлеровская Германия и сталинская Россия», то в германских трудовых лагерях погибало более 40% всех заключенных, в то время как в советских (по данным Виктора Земскова) – около 17%. Не спорим, что много, но все познается в сравнении. А если учесть еще нацистские лагеря смерти? А если добавить те из них, в которых учет погибших заключенных вовсе не велся? Цифры получатся страшные.

Уничтожение командного состава РККА перед войной

Вопрос сталинских репрессий был и остается болезненным для нашего общества. Тем более в свете мнения, что именно из-за репрессий Красная Армия накануне войны была фактически обезглавлена. Этот вопрос подробно рассматривает Геннадий Герасимов в своей работе «Действительное влияние репрессий 1937-1938 гг. на офицерский корпус РККА». Если оперировать цифрами, то получается, что в самый лихой 1937 год количество репрессированных в армии составило немногим более 11 000 человек. Это много, но всего лишь 8% от общего командно-начальствующего состава и менее трети от действительного некомплекта начсостава в РККА. В последующие годы количество репрессированных было существенно ниже.

То есть, на дефицит военных кадров репрессии, скорее всего, влияние оказали, но совсем не решающее. Командиров не хватало уже потому, что в предвоенные годы РККА сильно выросла в размерах, а нормального института подготовки военных кадров в стране еще попросту не существовало. Что касается качества репрессированных кадров, то и тут возникают большие вопросы. Особенно в свете недавно рассекреченных документов об учениях 1936 года (о них подробно рассказывает Андрей Смирнов в статье «Большие маневры»). В них делались неутешительные выводы о качестве подготовки подразделений Тухачевского, Блюхера, Якира и Уборевича. Так что не факт, что эти люди смогли бы хоть чем-нибудь помочь Красной Армии в 1941 году.

Это всего лишь несколько примеров, на самом деле их гораздо больше. Но рассказать о всех в рамках одной статьи просто нереально.