Человеческая история – это не только непрерывный поток открытий и свершений, но и перманентные вооруженные стычки и постоянно сменяющие друг друга образцы вооружений. Повторяемость зачастую неизбежна. Вряд ли стоит удивляться тому, что новые средства уничтожения до боли напоминают старые, в том числе не самые удачные.
Танк «Армата»: советская подноготная
Впервые танк Т-14 «Армата», был продемонстрирован широкой общественности на Параде Победы в 2015 году. Его особенностью была необитаемая башня и специальная бронекапсула, в которую помещался экипаж. Такая концепция боевой машины считается перспективной, однако, несмотря на многочисленные испытания и экспериментальные прототипы, ни одна страна, кроме России, ещё не перешла к массовому производству такой техники.
Корни этой концепции уходят в советские времена. Уже тогда велись разработки по созданию боевых машин с «необитаемыми» башнями. В годы существования СССР такие начинания остались на стадии разработок и единичных прототипов. Тогда уже было налажено массовое производство танков Т-72 и Т-80, а на складах и в частях ещё находились тысячи Т-64. Опередившие свое время разработки советских инженеров, которые оказались слишком новаторскими при создании, стали фундаментом для будущей «Арматы».
Несмотря на имевшиеся промежуточные трудности, успех вышел оглушительным. Зарубежная пресса называет танк «Т-14» «самой современной и сложной бронированной машиной в истории». Высказывается, правда, и негатив. Отмечается, что ряд технически сложных моментов требует серьезной проработки и не менее серьезных материальных затрат, а потому препятствует широкому выпуску машины.
Как бы то ни было, победителей не судят. Серийное производство медленно, с трудностями, но все же начато. Кроме того, на сегодняшний день «Армата» возглавляет все мировые танковые рейтинги. Масса, скорость, калибр орудия, прочность брони, маневренность – все по наивысшему мировому классу. Французы, израильтяне, американцы, многие другие – попытались было представить более совершенные образцы, но тщетно.
Объект 490
Индекс ГБТУ для «Арматы» – «Объект 148». Прежде был другой, очень похожий, объект – «490». Под кодовым названием «Тополь». Он и был фактическим предшественником Т-14.
В 80-е годы XX века Евгений Александрович Морозов занялся разработкой перспективного танка, управляемого всего двумя бойцами и при этом имеющего повышенную маневренность и проходимость.
Главными ноу-хау машины стали три основных концепции: компоновка отсеков, необитаемая башня и двухбашенная схема.
Экипаж находился в кормовой части танка, а вперед были вынесены моторный отсек, топливные баки и система управления главным орудием. Такая схема делала командира и мехвода практически неуязвимыми при обстреле спереди.
На вооружении машины стояла 125-миллиметровая пушка повышенной убойности. Первоначально прорабатывался вариант со 130-миллиметровым орудием. Боекомплект хранился изолированно от экипажа – в необитаемой башне — разработчики «Арматы» использовали такую же схему. Для нейтрализации высоких давлений в «Тополе» предусматривались «вышибные пластины» — при поражении боеукладки энергия взрыва не сорвет танку башню, обрекая экипаж на гибель, а выдавит специальные заранее ослабленные пластины и свободно выйдет наружу .
"Тополь" имел очень необычную форму корпуса, которая делала его похожим на самоходки, у которых пушка была вмонтирована прямо в рубку. У танка башня вращалась свободно, однако, из-за конструкции, при повороте назад она задиралась вверх под приличным углом. Теоретически, для обеспечения безопасности с кормовой части над капсулой с экипажем была установлена ещё одна башня поменьше — с автоматическим 30-мм гранатометом. Но это оружие могло поражать только живую силу и легкобронированную технику. Против танковой брони она была бессильна.
Ещё одно сходство — в броне. Как и в «Объекте 490», так и в Т-14, она комбинированная и многослойная. Оба танка также защищались экранами.
Наконец, что, пожалуй, самое технически важное: уже тогда, в 1980-х годах, новейшую боевую машину планировалось перевести на дистанционное управление. Комплекс «Тополя» должен был включать в себя два панорамических прицела без ночного канала и тепло-телевизионный панорамический прицел. Прицел-дублер с свето-волоконной связью устанавливался в маске пушки. Командир и наводчик не работали непосредственно с узлами танка — информация выводилась на экраны.
Так же, как и будущий танк «Т-14», «Тополь» был укомплектован совершенными системами быстрой дозаправки. Правда, как раз вопросы дозаправки и стали одним из камней преткновения, существование которых зарубило «Тополь» на корню. Дело в том, что пополнять топливо планировалось с помощью армейских заправщиков, что в полевых условиях не всегда возможно, а без них у танка был довольно скромный запас хода. «Армата» способна на одной заправке преодолеть 500 километров.
В те уже далекие годы проект «Тополь» вызывал в верхах неоднозначную реакцию: от восторга до настороженности. Легендарный советский конструктор Николай Александрович Шомин сообщил о развитии проекта и намекнул на оптимистичные прогнозы, чем спровоцировал бурную дискуссию по данному вопросу. В ходе дебатов было принято решение подвергнуть принципиальной доработке и переработке ряд технических моментов.
Вместо изначально предложенного 125-миллиметрового орудия, пришли к 152-миллиметровому. Экипаж увеличили до трех человек. Добавили защиту, маневренность и огневую мощь. Только в результате получился уже не «Тополь», а танк «Молот», или «Объект 477».
Трудности возникли на этапе оснащения машины средствами дистанционного управления. Сразу же пришлось столкнуться с проблемой передачи и преобразования сигналов с помощью системы ГЛОНАСС, а также создания и внедрения в танки необходимых световых панелей. В итоге «Молот» – бывший «Тополь» – оказался перегруженным всевозможными техническими ноу-хау до такой степени, что его использование представлялось попросту нерациональным.
В начале 2000-х годов проект вынуждены были свернуть – по причине его заведомой бесперспективности и нерентабельности. Однако если бы не те «неудачи» и излишняя материально-техническая «заумь», разработчикам нынешней «Арматы» попросту не от чего было бы отталкиваться.