27/04/25

Советские автомобили: какие модели лучше всего продавались за границей

В России отечественный автопром хвалить не принято. Корни же этой «традиции» следует искать в то время, когда на планете существовал СССР. Советские граждане также не были в восторге от транспортных средств, выпускаемых в стране. Но отсутствие выбора заставляло их мириться со всеми недостатками «Москвичей» и «Жигулей». При этом «советские тачки» довольно неплохо продавались практически во всём мире.

Весь мир на советских колёсах

Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60-70 годах государство продавало автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, Европу, на Кубу и даже в Африку. А в 1959 году Никита Хрущёв поставил перед советской автомобильной промышленностью довольно амбициозную задачу – выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».

Но покорить жителей Нового Света генсеку так и не удалось. США упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта.

Другие же государства оказались более сговорчивыми. В 1965-1968 годах «Москвич-408» стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966 году в Ираке и Египте было продано около 2,5 тысячи отечественных машин. Поставлялся транспорт и в Китай. Но в конце 60-х годов внешнеполитические отношения с Поднебесной ухудшились, поэтому поставки соседу прекратились. В зону интересов Москвы попала Европа.

В 1964 году широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нём отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, после чего отправлялись к требовательному европейскому покупателю. В результате по состоянию на 1970 год за рубеж продали 85 тысяч легковушек.

Цены не кусаются

Как видно, советские машины пользовались за границей неплохим спросом. Не исключено, что на популярности сказывалась цена. Так, «ВАЗ-2101» в ФРГ продавалась по цене 6500 марок. Аналогичная модель FIAT стоила на 330 марок дороже. Через пять лет легендарная «копейка» подорожала всего на 700 марок., тогда как FIAT стоил уже 9500 марок.

Во Франции в 1986 году было реализовано порядка 20 тысяч единиц продукции тольяттинского автозавода. Советские машины продавалась лучше Volvo, Nissan и других популярных марок.

Высоким спросом пользовались и советские «Запорожцы». ЗАЗ-965Э в Бельгии стоил чуть меньше 44 тысяч франков (около 880 долларов по курсу 1969 года). Для сравнения: покупка BMW 2002 обходилась в 4200 долларов.

Такие цены можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, даже после существенных улучшений на «Scaldia-Volga» легковушки из СССР едва ли могли конкурировать с западными аналогами. А во-вторых, Советскому Союзу было важно занять свою нишу на мировом рынке, чего пытались добиться снижением стоимости продукции.