12/08/21

Советские чукчи против американских эскимосов: как едва не началась Третья мировая

Чукчи, о которых большая часть населения России имеет понятие лишь на уровне анекдотов, на самом деле еще в середине прошлого века были воинственным народом, едва не сыгравшим роковую роль в истории взаимоотношений СССР и США.

Чтобы понять, как такое могло произойти, нужно начать издалека.

Кто такие чукчи?

Сами себя чукчи называют «луораветланы», что в переводе значит – «настоящие люди». Прозвание «чукчи» этому народу дали их соседи – якуты и эвенки, и означает оно «богатые оленями». Так стали называть этот народ и русские казаки, впервые появившиеся на Чукотке в XVII веке.

Чукчи – потомки древнейшего населения Берингии (территории по обеим сторонам Берингова пролива), обосновавшегося в этих местах еще в эпоху палеолита, и племен, пришедших на Чукотку с берегов Байкала во II тысячелетии до нашей эры. Но начала XX века жизненный уклад чукчей сохранил черты глубочайшей древности. До сих пор в чукотских стойбищах можно видеть орудия и утварь, сделанные в традициях эпохи палеолита – костяные лопатки, каменные молотки, каменные светильники и т.д. Чукчи делятся на оленных и береговых. Оленные чукчи занимаются выпасом стад северных оленей и кочуют вместе с ними, береговые живут на берегу океана и их занятие – охота на морских животных. Береговые чукчи – отважные мореходы, они охотились на китов в традиционных лодках – байдарах при помощи костяных и каменных гарпунов. Впрочем, контакты с русскими принесли чукчам умение пользоваться огнестрельным оружием.

Войны с эскимосами

Первые русские, оказавшиеся на Чукотке, описывали чукчей, как весьма воинственный народ. Например, капитан Павлуцкий, в XVIII веке занимавшийся освоением Чукотки, писал о них так: «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».

Мужественные и суровые северные воины, чукчи прекрасно владели боевыми приемами, умело обращаясь с копьем и луком. Они делали настолько прочные доспехи из кости и моржовой кожи, что даже огнестрельное оружие не всегда их пробивало. Мальчиков чукчи начинали воспитывать как воинов с 6 лет. Они должны были уметь быстро бегать, метко стрелять из лука, чутко спать и мгновенно просыпаться в случае опасности. Говорят, что юные воины умели даже уворачиваться от летящих стрел. Скорость реакции, зоркость, тонкий слух, выносливость – эти качества оттачивались и играми детей. До сих пор любимая забава чукотских мальчишек – футбол.

Впрочем, воинственностью отличались не только мужчины. У каждой женщины при себе всегда был нож, чтобы в случае опасности защитить себя и своих детей.

Характер чукчей отличается взрывным темпераментом. Сказки и легенды, а также наблюдения путешественников и этнографов рисуют нам образ чукчи, как человека, легко впадающего в исступление и ярость.

Для культуры этого народа характерно очень спокойное отношение к смерти. Воины не боялись умереть в бою, ведь она сулила им прекрасную жизнь в ином мире. Самоубийство не было редкостью. Воин мог покончить с сбой в случае поражения или бесчестья, старики просили убить их или делали это сами, чтобы не быть обузой близким.

В общем, неудивительно, что люди такого склада были весьма воинственны. Старинными соперниками и врагами чукчей были эскимосы, обитавшие на американском берегу Берингова пролива. По крайней мере с XVII века чукчи регулярно снаряжали боевые экспедиции на Аляску. Иногда десант состоял из сотен байдар, а количество нападающих насчитывало до 1000 человек. С эскимосами, жившими на азиатском берегу, чукчи жили вполне дружно.

По чукотскому преданию, войны с эскимосами начались с того, что однажды жители американской стороны нехорошо поступили с двумя чукчами, которые оказались в бурю на льдине и были прибиты к берегу ветром. Одного они убили, а второго взяли в рабство. Но пленник был шаманом, и в рабстве пробыл недолго, ему помогли сбежать моржи. Вернувшись к своим, шаман все рассказал сородичам, и было принято решение мстить.

Походы на Аляску на байдарах чукчи совершали регулярно, привозя с собой разную добычу. Благо, расстояние до американского берега невелико, всего 80 километров. Самым желанным трофеем были женщины. Жена-эскимоска была показателем статуса мужчины и демонстрацией его воинской доблести.

Эти многовековые брачные связи стали причиной того, что чукчи с эскимосами не только воевали, но и торговали, и в мирное время частенько по-родственному навещали друг друга.

Что произошло в 1947 году

С установлением Советской власти образ жизни чукчей мало изменился. Они по-прежнему пасли оленей и охотились на морского зверя, и по-прежнему общались с «тем берегом».

Вторая Мировая война принесла изменения в жизнь этого удаленного региона. Американцы создавали военные базы и вооружали боевые подразделения, сформированные из аборигенов для защиты от вторжения врага – японцев, а затем и СССР. Наша страна, в свою очередь, так же позаботилась об укреплении этого региона, стянув туда и войска, и боевую технику.

Но граница по-прежнему оставалась фактически открытой и коренное население свободно перемещалось через пролив в обоих направлениях.

В октябре 1947 года группа чукчей из СССР высадилась на Аляске, в районе города Уэйлс. Чукчи совершили то, что совершали на протяжении столетий: напали на эскимосов и устроили грабеж. После чего скрылись на своих байдарах.

Строго говоря, фактически это можно было рассматривать, как агрессию СССР против США. Атмосфера была так накалена, в регионы стянуто столько войск, что достаточно было малейшего повода для развязывания боевых действий. И чукотский разбойничий рейд вполне мог стать таким поводом.

Однако, обе державы, к счастью, были не готовы к началу новой войны. И советское, и американское правительства позаботились о том, чтобы замять этот инцидент. Граница отныне была надежно заперта, посещение родных разрешалось строго по спискам, и ни о каких разбойничьих рейдах речи больше не шло.