По данным Российского Союза ветеранов, к 15 февраля 1989 года без вести пропавшими числилось 334 солдата. В 2009-м «Российская газета» опубликовала окончательный список, в котором было 266 фамилий. Согласно данным военной разведки, 64 солдата советской армии считались дезертирами. В 1989 году эти лица попали под «Амнистию совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане», однако большинство из них так не вернулись на Родину.
Обстоятельства дезертирства
Некоторые дезертировали из-за убежденности в несправедливости войны в Афганистане. В интервью журналистам уроженец Харькова Николай Выродов, дезертировавший в 1981 году, утверждал, что стал очевидцем расстрела советскими солдатами десятков жителей горного селения. У афганцев Выродов принял ислам, обучился взрывному делу и был телохранителем полевого командира Гульбеддина Хекматияра, который впоследствии дважды возглавлял правительство страны.
Не выдержав дедовщины, рядовой Александр Левенец дезертировал вместе с другом Валерием Кусковым. Беглецы приняли ислам и воевали против войск СССР. По другим сведениям, они сбежали из-за угрозы получить тюремный срок за торговлю с местными афганцами. Солдат Сергей Красноперов, призванный из Кургана, обвинялся командованием в незаконной продаже военного имущества. В 1984 году он дезертирует к афганцам, принимает ислам и новое имя Нур Мохаммад. У моджахедов Красноперов-Мохаммад занимался ремонтом пулеметов и минометов, а также был личным телохранителем полевого командира Абдул-Рашида Дустума.
В контексте Афганской войны термин «дезертир» из-за нехватки достоверных сведений расплывчат и неконкретен. Часто советские бойцы попадали в плен и, уже там, спасая жизнь или проникшись идеями ислама и моджахедов, брали в руки оружие или просто оставались жить среди афганцев.
Показательна история рядового 101-го мотострелкового полка, узбека, Бахретдина Хакимова. В 1980 году в районе Герата он получил тяжелое ранение, был подобран местными жителями, которые и выходили его. После выздоровления рядовой Хакимов взял имя Шейх Абдулла и остался жить среди афганцев.