Советский джихад: как мусульмане СССР объявили «священную войну» Гитлеру

Весной 1942 года под контролем Третьего Рейха и его союзников было сравнительно немного территорий, населённых мусульманами – Босния, Албания, Ливия и оккупированный советский Крым. Однако уже было ясно, что немцы нацелились на захват Кавказа и Поволжья. В мае 1942 года советские мусульманские богословы составили фетву с объявлением Германии джихада – священной войны.

Нацисты и мусульмане

Военная пропаганда нацистской Германии активно пыталась привлечь на свою сторону последователей ислама. 28 ноября 1941 года Адольф Гитлер встретился с муфтием Иерусалима Амином-аль-Хусейни, известным борцом с еврейской колонизацией Палестины. В ходе беседы аль-Хусейни назвал фюрера «защитником ислама». При поддержке муфтия была сформирована горнопехотная дивизия СС «Ханджар», укомплектованная боснийцами. Эсэсовцы-мусульмане носили фески с «мёртвой головой» и регулярно совершали намаз.

С осени 1941 года немцы стали отделять мусульман в лагерях от других советских военнопленных. Впоследствии из лиц татарского и башкирского происхождения был сформирован коллаборационистский легион «Идель-Урал», в котором имелись штатные муллы. Мусульмане южных республик служили в Туркестанском и Кавказском легионах. Чтобы повысить лояльность красноармейцев восточного происхождения, советской власти срочно требовался идеологический ответ на «исламском» фронте.

Советский джихад

15 мая 1942 года в Уфе собрался чрезвычайный съезд Центрального духовного управления мусульман. На нём выступил 56-летний глава ЦДУМ Габдрахман Расулев (Габдуррахман Расули). Будучи сыном легендарного суфийского шейха Зайнуллы ишана Расулева, он пользовался большим авторитетом у верующих.

«Изречения Великого Аллаха и Его Пророка, великого Мухаммада (мир ему и благословение) призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев», – объявил Расулев.

В обращении мусульманского духовенства, принятом на заседании, утверждалось, что Гитлер «решил установить царство варварства, истребить мусульманскую веру». Мусульман призвали молиться в мечетях за победу Красной Армии и благословлять сыновей, идущих на войну. Как пишет историк Рашид Хакимов, обращение было опубликовано на русском языке в газете «Труд», а также отпечатано на основных языках советских мусульман: татарском, башкирском, казахском и узбекском. Кроме того, его перевели на арабский, турецкий, фарси и хинди.

Ссылаясь на высказывание пророка Мухаммеда о том, что «любовь к родине, защита её есть долг религии», Расулев объявил немцам джихад. По другим данным, это был газават (тоже «священная война», но меньшего масштаба). Глава ЦДУМ издал соответствующую фетву – решение, оформленное на арабском языке по всем канонам мусульманского религиозного права. Стоит отметить, что чуть ранее аналогичную фетву выпустили исламские лидеры Ташкента.

Советское правительство, которое, несомненно, и было подлинным инициатором джихада, рассчитывало поднять уровень патриотизма мусульман-красноармейцев. Однако у фетвы Расулева мог быть и внешнеполитический «адресат». Советский Союз как раз переживал период осложнения отношений с Турцией, связанный с покушением на германского посла в Анкаре Франца фон Папена.

Абдрахман Расулев не ограничился патриотическими речами. Он лично пожертвовал на строительство танковой колонны 50 тысяч рублей, а всего ЦДУМ собрало с верующих в пользу Красной Армии 10 млн рублей.

Советские мусульмане надеялись, что в ответ на их помощь власть пойдёт на либерализацию религиозной политики. Отчасти ожидания эти оправдались – в годы войны стали открываться новые духовные управления, а в 1944 году, впервые после многолетнего запрета, несколько советских паломников, включая муфтия Габдрахмана Расулева, смогли поехать в хадж в Саудовскую Аравию.

Готовы повторить?

Среди современных исламских богословов существуют разные мнения по поводу того, могут ли вообще мусульманские религиозные деятели объявлять «джихад меча». В документе «Основные положения социальной программы мусульман России» говорится, что «священную войну» может объявить только государство.

Между тем, верховный муфтий России Талгат Таджуддин рассуждает иначе. Ссылаясь на пример Расулева, он считает, что «джихад объявляется, когда извне нападают на твою Родину». О своём праве объявить «малый джихад» в случае нападения врага на страну заявлял в 2001 году и председатель Совета Муфтиев России Равиль Гайнутдин. Так что если Россия будет втянута в вооружённый конфликт, российские мусульмане, как и в годы Великой Отечественной войны, готовы защищать Родину под знамёнами джихада.