11/01/19

Советский комплекс СФИНКС: откуда почерпнули свои идеи «умного дома» современные электронные корпорации

1950 год. В журнале Collier’s вышел рассказ Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь», где он описал дом, живущий своей жизнью даже после ядерного смерча. Автоматические системы в нём, как и до катастрофы, готовили завтраки, убирали, включали музыку и читали стихи. Изначально, по задумке автора, действие должно было происходить в 1986 году, однако тогда идея казалась столь нова, что в более поздних изданиях дату сдвинули на 40 лет – на 2026 год. И, возможно, зря.

Сегодня на дворе 2019-й, и для современного жителя мегаполиса рассказ Брэдбери перестал быть фантастикой – концепции «умного дома», «умного квартала» и даже «умного города» распространяются повсеместно, давно стали частью политики властей, и визитной карточкой застройщиков.

Опередили время

Что сегодня делает дом «умным»? Решения, позволяющие избавить человека от рутины: роботы-пылесосы, благодаря которым можно не беспокоиться о чистоте полов; датчики света, которые позволяют не тянуться каждый раз к выключателю; розетки, отключающие ток по одной команде со смартфона; различные мультимедиа системы. 30 лет назад всё это казалось футуристичным, но отнюдь не нереальным.

1987 год. В советском журнале «Техническая эстетика» появилась статья о «суперфункциональной интегрированной коммуникационной системе» — или просто о СФИНКСе. Концепт комплекса, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ), по сути предвосхитил многие современные гаджеты и концепцию «умного дома».

Учёные постарались объединить разрозненные бытовые приборы в единую систему, которая, по задумке, должна была состоять даже не из устройств, а из блоков с определёнными функциями. Приборы СФИНКС разделялись на три группы: носимые, связанные с жилищем или с транспортом. Среди чертежей легко можно узнать некоторые современные устройства: солнечные очки с дисплеем – как Google Glass, «умные» часы – как Apple Watch, смартфоны.

«Домашняя» часть СФИНКСа должна была выполнять неограниченное число новых функций: справочную, медико-диагностическую, контроль за жилищем. Но центральное внимание уделялось досугу.

За интерактивную часть должен был отвечать «квартирный процессор с универсальным запоминающим устройством». Предполагалось, что он сначала дополнит, а потом и вовсе заменит грампластинки, аудио- и видеокассеты, нынешние компакт-диски, фотографии и слайды.

Устройство должно было распределять информацию по всему дому: например, в одну комнату процессор мог подавать на экран фильм, в другую — видеоигру, а на кухне — включать аудиокнигу. По мысли разработчиков, вполне реальны были и «дружеские телемосты» между семьями из разных квартир – то, что сегодня может дать нам Skype.

В стандартный набор СФИНКСа входили тонкий экран — жидкокристаллический или газоплазменный, сферические и плоские акустические колонки, ручной пульт со съёмным дисплеем и большой пульт с телефонной трубкой, головной телефон, процессор с тремя блоками памяти и небольшой экран. Количество приборов варьировалось в зависимости от потребностей конкретной семьи.

Советские вдохновители

Предполагалось, что реализовать проект СФИНКС можно будет к 2000 году, однако дальнейшего развития в Советском Союзе, а после в России по понятным причинам он не получил. Зато предложенные отечественными разработчиками идеи легко просматриваются в иностранных устройствах.

«У меня есть ощущение, что те, кто сегодня делает «умный дом», стопроцентно с нашими работами знакомы. И я думаю, они даже контактировали с теми, кто участвовал в разработке», — сказал в одном из интервью директор по развитию ВНИИТЭ Сергей Моисеев.

При этом он уверен, что кто-кто, а американцы с наработками точно знакомы. Действительно, СФИНКС, по словам Моисеева, оказался очень похож на концепцию экосистемы Apple, хоть достоверно неизвестно, знакомы ли были представители американской компании с советскими идеями. Наверняка можно сказать, что и наши, и их специалисты посещали одни и те же семинары, на которых обсуждались технологии будущего. Например, «Интердизайн», прошедший в 1985 году в Ереване, на котором центральной темой стало будущее часов. Сегодня же Apple предлагает потребителям «часы будущего».

Так что если через какое-то время компания предложит ещё и «умное кольцо» (и такое было в СФИНКСе), то можно не сомневаться – без советского следа тут не обошлось.