24/10/23

«Советский Ушаков»: за что выгнали с флота лучшего флотоводца СССР адмирала Кузнецова

В 1955 году адмирал Николай Герасимович Кузнецов, выдающийся главнокомандующий Военно-морского флота СССР, был отправлен в отставку. Несмотря на его орденоносное прошлое и значительный вклад в победу над гитлеровской Германией, его понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку с оскорбительной формулировкой "без права работать во флоте". Что послужило причиной такого унижения для прославленного адмирала?

Первая опала

Кузнецова справедливо называют основателем советского военно-морского флота. Он стал главой Наркомата ВМФ еще в 1939 году, когда ему было всего 34 года. Благодаря его усилиям, организаторским способностям и обширным знаниям, СССР к началу Великой Отечественной войны обладал великолепным и боеспособным военным флотом, включающим суда различного класса, береговую авиацию, морскую пехоту и систему учебных заведений, готовивших высококлассных специалистов.

Интересно отметить, что уже 19 июня 1941 года флоты Балтийского, Баренцева и Черного морей были переведены в состояние боевой готовности No2 по приказу адмирала Кузнецова. В начале войны ни один корабль ВМФ СССР не пострадал. Более того, на Черном море Советы атаковали румынский порт Констанцу, а уже летом 1941 года авиация ВМФ летала бомбить Берлин. Впоследствии военно-морской флот сыграл важную роль в сопровождении судов союзников, доставлявших в СССР военную помощь, а также в разгроме военных кораблей нацистской Германии и Японии.

Однако после войны Кузнецов пережил первую опалу. Он не согласился с мнением Сталина о дальнейшем развитии советского военного флота. В результате он потерял пост главнокомандующего и был переведен на должность начальника Управления учебными заведениями ВМФ. Но это оказалось недостаточным для вождя. В 1948 году Кузнецов и группа других адмиралов стали объектом абсурдного уголовного дела по обвинению в измене Родине. Кузнецова не посадили, но отправили на Дальний Восток в качестве заместителя главкома по военно-морским силам. Однако в 1951 году Сталин вернул Кузнецова и назначил его Военно-морским министром. Звание адмирала Кузнецова он получил только после смерти вождя.

Вторая опала

Николай Кузнецов, был известен своим отличным общением с подчиненными и умением завоевывать их расположение. Даже в самые тяжелые дни войны он никогда не терял контроль над собой и даже при необходимости высказывал критику, делал это таким образом, чтобы не унижать человеческое достоинство.

Однако, несмотря на свою уважительную позицию к подчиненным, Кузнецов не смог наладить отношения с начальством. Особенно сложно было ему завоевать расположение Хрущева, который критиковал его экстравагантное отношение к военному флоту. Хрущев считал, что СССР не нуждается в таком большом флоте, какой был при Кузнецове, и выступал против кораблестроительной программы, на которую настаивал адмирал. Он считал, что атомные субмарины могут заменить все остальные виды военных судов.

Таким образом, Хрущеву удалось создать конфликт между двумя нелюбимыми ими личностями - Жуковым и Кузнецовым. Жуков, с которым Кузнецов неоднократно конфликтовал еще во время войны, рассматривал адмирала как своего соперника.

Так продолжалось, пока не появился повод разделаться с Кузнецовым.

Взрыв на севастопольском рейде

В ночь с 28 на 29 октября в Севастопольской бухте на линкоре "Новороссийск" произошли два взрыва. Сразу после взрывов судно получило две огромные пробоины и начало накренилось и начало тонуть. Спасательная операция была проведена неудачно, и в результате погибло 829 человек.

До сих пор нет единого мнения о причинах этой катастрофы. Некоторые говорят о придонных минных полях, оставшихся с Великой Отечественной войны, другие же утверждают, что это была диверсия, организованная итальянскими спецслужбами.

Линкор ранее носил имя "Джулио Чезаре" и служил под итальянским флагом. Дредноут "Джулио Чезаре" был гордостью итальянского флота и попал в СССР после окончания Второй Мировой войны. Победившие страны разделили флот фашистской Италии между собой.

Хрущев и министр обороны Жуков, не дожидаясь результатов расследования, возложили всю вину на главнокомандующего ВМФ Кузнецова – несмотря даже на то, что в тот момент Николай Герасимович был в отпуске по болезни.