Сражение под Прохоровкой, без сомнения, относится к числу самых известных битв Великой Отечественной войны. Но при этом, оно же остается и одним из самых неизвестных, если говорить о широкой аудитории, а не о военных историках.
В связи с чем в СМИ периодически возникают дискуссии, которые носят скорее политический, чем военно-исторический характер. И стороны обычно оперируют эмоциями, а не фактами.
Позиции сторон
С одной стороны, до сих пор во главу угла поставлено советское описание сражения, причём в его «мемуарной» версии.
Согласно ей, в районе Прохоровки 12-го июля 1943 года во встречном бою сошлись 1200 советских (около 800) и немецких (около 400) танков и САУ. Битва под Прохоровкой стала крупнейшим танковым сражением всей войны.
Потери составили 500 танков у Красной Армии и 300 танков у Вермахта. Немцы имели качественное преимущество, так как массово использовали «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды». Несмотря на это, немецким войскам было нанесено сокрушительное поражение, которое, по сути, и предопределило исход битвы.
Наиболее крайняя точка зрения из всех предлагаемых на Западе гласит, что потери немцев были минимальны, а советские — огромны. Поле сражения осталось за немцами, а отступили они лишь потому, что англо-американцы высадились на Сицилии. Каких-то серьёзных обоснований сторонники этой версии не приводят. Виной потерь, чуть ли не главной, считают некий танковый ров, который армия Ротмистрова не смогла преодолеть.
Единственное разумное замечание противников советской версии в том, что если в сражении приняли участие 1200, или даже 1500 танков, то по своим масштабам оно не может претендовать даже на второе место в списке танковых битв Великой Отечественной.
Почему возникают подобные споры?
Собственно, причина любого спора в незнании. В данном же случае и в нежелании знать. Большинство сторонников уделяют больше внимания политической стороне вопроса, в зависимости от взглядов доказывая, что Красная Армия одерживала героические победы над сильным врагом, или, что Сталин завалил немцев трупами. Вмешиваться в подобные споры историкам нет смысла, так как стороны предпочитают использовать лишь те факты, которые говорят в пользу их теории.
Сама же ситуация возникла из-за того, что в СССР реальную историю войны никто и не собирался описывать.
Первый вопрос, который возникает, заключается в том, а что, собственно, считать битвой под Прохоровкой?
Вопрос казалась бы нелепый, но чёткого определения нет и не было. В советском определении подразумевался удар 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской армий 12-го июля в районе Прохоровки по войскам немецкого 2-го танкового корпуса СС.
Однако, если, согласно определению, сражение под Прохоровкой — это встречный танковый бой в районе села Прохоровка, и происходил он 12-го июля, то речь может идти лишь про наступление 18-го и 29-го танковых корпусов 5-й танковой армии на позиции немецкой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».
И не очень понятно, что именно считать районом Прохоровки. Сама Прохоровка — это один из множества населенных пунктов в этом районе, и если говорить о бое непосредственно у Прохоровки, а не у Андреевки или Васильевки, то получается что-то очень локальное.
Если смотреть шире, принимая во внимание действия остальных дивизий 2-го танкового корпуса СС, а тем более 3-го, то надо учитывать не только 5-ю танковую, но и 5-ю гвардейскую армию, а также войска 1-й танковой и 69-й армий. А если продолжить ещё в том же духе, масштабы возрастут до всего сражения на южном фасе Курской Дуги. Причём речь уже точно пойдёт не о танковом сражении. Хотя по всему фронту было задействовано много бронетехники, но всё-таки, когда говорят о танковом сражении, в нём с обеих сторон должны участвовать в основном танковые части и соединения.
Кроме того, не определены точно и временные рамки. Боевые действия в районе Прохоровки начались ещё 6-го июля, а закончились 16-17-го июля.
Что говорят документы
Непосредственно в районе Прохоровки действовала только дивизия «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». В её составе 11-го июля было 67 танков (из них 4 «Тигра»), 10 штурмовых орудий и 20 самоходных противотанковых установок.
В наступлении на село Андреевку и совхоз «Октябрьский» принимали участие 18-й и 29-й танковые корпуса и 9-я гвардейская воздушно-десантная дивизии 5-й гвардейской танковой армии и 42-я гвардейская стрелковая дивизия 5-й гвардейской армии.
Согласно Журналу боевых действий 29-го ТК, на 10-е июля в корпусе имелось 258 танков и САУ, из которых 14 машин ещё находились в пути, но к началу наступления они успели подтянуться.
Согласно Донесению начальника штаба 18-го танкового корпуса от 10.7.43 г. в корпусе имелся 131 танк.
Всего в бою приняло могло принять участие 389 танков и САУ с советской стороны и 87 единиц бронетехники с немецкой. То есть всего 426 танков и САУ. В ходе боя 12-13-го июля немецкие потери составили около 20 танков, но при этом не менее 10 машин к тому времени было отремонтировано. Советские потери за 12-е июля, согласно данным одного из самых авторитетных историков Курской Битвы, В.Н. Замулина, составили 256 танков и САУ, из которых —152 безвозвратно. Советское наступление на этом участке закончилось неудачно.
Если говорить о боевых действиях на участках близко к Прохоровке, то южнее вела бой дивизия СС «Райх». В её составе на 11-е июля было 68 танков (в т.ч. 1 «Тигр»), 27 штурмовых орудий и 12 самоходных противотанковых установок. Против неё действовали советские 2-й танковый и 2-й гвардейский танковый корпуса. В их составе было 190 танков. Дивизия «Райх» 12-го июля отбила наступление советских войск, и сама перешла в наступление, продвинувшись на 2 км.
Дивизия СС «Мёртвая голова» действовала на плацдарме за рекой Псёл. На 11-е июля дивизия имела 101 танк (из них 10 «Тигров»), 20 штурмовых орудий и 11 самоходных противотанковых установок.
Против дивизии СС «Мёртвая голова» действовали 42-я 52-я, 95-я и 97-я гвардейские стрелковые дивизии 5-й гвардейской армии. Позади 5-й армии находился 31-й танковый корпус 1-й танковой армии (64 танка), но он в боях 12-го июля не участвовал. В описаниях Курской битвы упоминается, что против дивизии «Мёртвая голова» действовали 24-я танковая и 10-я механизированные бригады 5-го гвардейского механизированного корпуса 5-й танковой армии, но документами подтверждается 12-го июля лишь столкновение частей 2-го корпуса СС с 24-й бригадой (64 танка).
Таков краткий набор основных данных, которые можно узнать из документов (находятся на сайте «Память народа») о событиях в районе Прохоровке 12-го июля 1943 года.
Видимо, с учетом всех документальных данных, надо как-то подправить официальную версию сражения под Прохоровкой, что давно и безуспешно просит историческое сообщество.