03/12/25

СССР против США в Корейской войне: какие были потери сторон

Корейская война (1950-1953) стала первым и крупнейшим прямым военным столкновением СССР и США, где стороны, не объявляя войны, сошлись в настоящем бою. Главной ареной этого противостояния стало небо.

Появление «призраков»

К осени 1950 года ситуация для КНДР стала катастрофической: армия США контролировала 90% территории Кореи. Ситуацию переломило масштабное вступление в войну китайской армии (под видом «народных добровольцев»). Для прикрытия её выдвижения в Северную Корею была брошена авиация советского Дальневосточного округа.

Советские лётчики действовали под видом «китайских добровольцев», в форме без знаков различия, с запретом говорить по-русски над радио и залетать южнее 38-й параллели. Их «неофициальное» появление стало шоком для ВВС США.

1 ноября 1950 шесть новейших советских реактивных МиГ-15 атаковали американские поршневые P-51 «Мустанг». Увидев превосходство противника, «Мустанги» ретировались без боя. Эра безнаказанных налётов закончилась.

8 ноября 1950 советские МиГи попытались перехватить армаду из 70 бомбардировщиков B-29, летевших бомбить ключевой мост через реку Ялуцзян. Хотя отвлечь истребители прикрытия удалось, мост был лишь повреждён. В этом бою стороны понесли первые потери: был сбит один МиГ и один «летающая крепость» B-29.

Для руководства этой «теневой» войной в ноябре 1950 года был создан 64-й истребительный авиационный корпус под командованием генерала И.В. Белова, базировавшийся на китайской территории.

Технические возможности сторон

МИГ-15 имели преимущество в скорости, маневренности и вооружении над американскими реактивными истребителями F-80 и F-84. Равноценным истребителем был F-86 «Сейбр» («Сабля»). Первые самолёты этого класса появились в небе над Кореей в декабре 1950 г. и сразу показали своё преимущество. 17 декабря 1950 г. F-86 сбил один советский МИГ из четырёх, пилоты которых решили атаковать пару «Сейбров», приняв их за привычные F-80. Три уцелевших МИГа ретировались.

Главные качества русского солдата, которых боялись противники

Вооружение МИГов было мощнее, чем у «Сейбров», однако новый американский истребитель имел значительно лучшие аэродинамические качества. Не только это обеспечивало ему превосходство в бою. Сказывалось общее отставание советской техники в мелочах, которых, как известно, на войне не бывает. Пилоты МИГов прицеливались, определяя скорость и дальность цели на глазок, тогда как «сейбры» оснащались радиодальномерами, вносившими поправки в прицел автоматически.
Американские лётчики были снабжены высотными компенсирующими костюмами, тогда как советские лётчики были вынуждены довольствоваться простыми кислородными масками. Поэтому при наборе высоты, пикировании и других манёврах наши лётчики испытывали гораздо более высокие нагрузки на организм, чем вражеские. Да и «в отличие от американцев, советские лётчики соответствующих условий быта не имели», как признаёт историк Александр Семёнович Орлов, служивший в той войне советником у Ким Ир Сена. Как всегда, советские воины личной выносливостью и героизмом компенсировали техническое отставание «самого передового общественного строя».

Обе стороны не достигли своих наступательных целей

Главной стратегической задачей американских ВВС было уничтожение военных объектов КНДР и коммуникаций, связывавших Китай с Северной Кореей. Задача советских ВВС была чисто оборонительной – препятствовать этим налётам. Она облегчалась тем, что базы 64-го иак (Аньдун и с мая 1951 г. Мяогоу) находились на территории Китая. Американские войска, действовавшие под флагом ООН, не могли их атаковать.

Кроме того, радиус и время действия «Сейбров», базировавшихся на аэродромы в Южной Корее (летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели), не позволяли им находиться в районе Синыйджу длительное время. МИГи, беспрепятственно набрав высоту над китайской территорией, пикировали уже в небе над Кореей, атакуя американцев. Снабжение КНД шло беспрепятственно.

Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов

Однако попытки непосредственно прикрыть КНД и сухопутные войска КНДР советскими истребителями и тем самым обеспечить захват Корейского полуострова закончились провалом. Весной 1951 г. было начато строительство аэродромов в Северной Корее, куда планировалось перебазировать часть сил 64-го иак. Американцы нацелили на эти объекты основные силы своей авиации, и советские планы были пресечены. Американцам удалось «сорвать строительство аэродромов и приведение их в готовность по приёму самолётов», признаёт А.С. Орлов.

Ничья, как и в войне на суше

По данным Генерального Штаба ВС СССР, за всё время войны в Корее было потеряно 335 советских боевых самолётов, а сбито 1097 американских только в воздушных боях (считая как истребители, так и бомбардировщики). Американцы признают потерю от действий противника 1041 своего самолёта в Корее, включая сюда также потери от действий наземных средств ПВО. При этом они называют цифру 792 сбитых советских истребителя, признавая потерю 750 своих истребителей в воздушных боях с Советами.

По сведениям последнего командира 64-го иак генерал-лейтенанта авиации Сидора Слюсарева, соотношение потерь, вначале исключительно благоприятное для советских ВВС, с каждым годом выравнивалось. Если в 1950-51 гг. оно составило 1:7,9 (на один потерянный советский самолёт пришлось почти восемь сбитых американских), то в 1952-м уже 1:2,2, а в 1953-м – 1:1,9. Можно полагать, что продолжение войны в Корее привело бы к дальнейшему возрастанию цены советских потерь.

Советская авиация не могла прикрыть КНД и КНА на поле боя, и господство в воздухе над всей линией фронта и ближайшим тылом северокорейских войск принадлежало американским ВВС. Но прикрытие коммуникаций между Китаем и Кореей, благодаря своим действиям с неприкосновенной китайской территории, 64-й иак осуществил успешно. Эта задача была выполнена в условиях численного превосходства авиации противника (хотя точные данные о количестве самолётов на вооружении 64-го иак отсутствуют).