В 1954 году США, Великобритания и Франция получили от Советского Союза ноту с предложением о вступлении в Северо-атлантический альянс. Естественно, данный документ на Западе серьёзно не рассматривали, но наверняка фантазировали – что бы произошло, если бы СССР стал частью НАТО.
Добро пожаловать?
О том, чтобы Советский Союз стал частью НАТО, думал ещё Иосиф Сталин в 1949 году, то есть с самого создания военного блока. «“Организация Северо-Атлантического договора” перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что, наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе, имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира», – отмечали авторы ноты в 1954 году.
При этом советские руководители признавали, что на попадание в НАТО они и не рассчитывают. Их заявление о готовности стать часть военного блока носило больше пропагандистский характер. Вероятный отказ должен был стать открытым признанием в том, что НАТО на самом деле направлена против СССР и его восточноевропейских союзников.
В НАТО же прекрасно понимали, что членство Советского Союза станет «началом конца» – организация в скором будущем просто перестанет существовать. Но перед этим Москве окажутся известны планы дислокации, развития и использования стратегических сил США. Естественно, допустить этого было нельзя.
И без вас хорошо!
В Вашингтоне, попытавшись аргументировать отказ, подчеркнули, что НАТО – это не просто военный блок. СССР потребовалось бы отказаться от социализма, собственной сферы влияния в Восточной Европе и согласиться на сокращение вооружённых сил.
Москва не стала членом НАТО и после распада Советского Союза. Казалось бы – и социализм в стране больше не строят, и Восточная Европа больше не является сферой влияния, да и численность армии снизилась… Но Российская Федерация в «клуб избранных» так и не попала. Эксперты объясняют это наличием у нашей страны внешнеполитических интересов. Только полный отказ от них мог сделать Россию членом НАТО. «Российский взгляд» на многие современные проблемы западные политики рассматривали как фактор, который в состоянии разрушить «атлантическую солидарность».