07/03/20

Сталиногорская битва: как защищали город имени Сталина

Название Сталиногорск сейчас мало что скажет большинству граждан нашей страны. Даже многие жители города Новомосковск (особенно молодежь), едва ли знают, что именно так их город назывался с 1933-го по 1966-й год. Своему появлению Сталиногорск обязан строительству химического комбината. Благодаря этой ударной стройке на месте села Бобрики и возник город.

В советских книгах, описывающих период Великой Отечественной войны и вышедших после середины 1950-х годов, город именуется Новомосковск. Что создаёт дополнительную путаницу. О боевых действиях в районе Сталиногорска, вообще, писали редко и скупо. Подробности боевых действий в районе Тулы в ноябре 1941 года советские историки описывать не любили. Не самыми удачными они были для Красной Армии.

Гудериан идёт на Тулу

2-й танковой группе генерала Гейнца Гудериана в наступлении на Москву досталось южное направление. И одним из ключевых пунктов этого наступления был город Тула. Успешно разгромив войска Брянского фронта, взяв города Брянск, Орёл, Болхов и Мценск, дивизии Гудериана остановились на рубеже реки Зуша.

Требовалась передышка — первые две недели операции «Тайфун» стоили немцам огромных потерь. К 16 октября в пяти танковых дивизиях 2-й танковой группы по списку оставался 271 танк (к началу операции было 344), из которых более трети были неисправны.

25 октября войска Гудериана прорвали советскую оборону и уже 30-го были на подступах к Туле. Советское командование успело стянуть к городу все имеющиеся силы и остановило немецкое наступление. А 11 ноября советские войска нанесли контрудар из района Серпухова силами кавалерийского корпуса генерала Павла Белова и 112-й танковой дивизии полковника Андрея Гетмана. Но этот удар результатов не дал.

А 16 ноября началось новое наступление немецких войск на столицу. Перед 2-й танковой группой стояла весьма непростая задача: обойти Москву и в районе Рыбинска встретиться с войсками 3-й танковой группы, наступавшей из района Калинина.

Сражение за Сталиногорск

Для решения этих задач у Гудериана было полторы сотни танков, по 50-60 человек в стрелковых ротах и неприступная Тула, взять которую никак не получалось.

Было принято решение обойти город с юго-востока и наступать на Каширу. Из пяти танковых дивизий у Тулы уже было лишь три. Согласно журналу боевых действий 24-го моторизованного корпуса, для наступления набралось 102 исправных танка.

18 ноября немцы прорвали советскую оборону 50-й армии в полосе 413-й и 299-й стрелковых и 41-й кавалерийских дивизий.

Чтобы прикрыть образовавшийся разрыв на фронте, были введены в бой 108-я танковая и 239-я стрелковая дивизия. В отличие от других соединений, представлявших собой формирования военного времени, плохо обученные и слабо вооруженные, 239-я дивизия была сформирована ещё в марте 1941 года, имела достойный кадровый состав и была хорошо вооружена по меркам того времени. В частности, по данным Ю. Апарина в книге «Суровая правда 1941», личный состав насчитывал 11 817 человек, при них было 127 орудий и миномётов, 19 танков и 5 бронеавтомобилей.Кроме штатных частей в ней были дополнительно: танковая рота, разведывательный батальон, миномётный и зенитный дивизионы. Вместе с дивизией действовал 125-й танковый батальон, имевший к началу боёв 31 танк.

108-я танковая дивизия имела 2 148 человек личного состава, 30 танков (по другим данным 42), 24 бронеавтомобиля, 15 орудий и миномётов. В качестве пехоты дивизию усиливал 180-й стрелковый полк НКВД из 69-й бригады войск НКВД по охране особо важных предприятий.

Приказом командующего 50-й армии был создан Сталиногорский боевой участок, в который входила 108-я танковая, 239-я, 299-я, 413-я стрелковые, 41-я кавалерийская дивизии, 11-я и 32-я танковые бригады, 180-й полк НКВД, 125-й отдельный танковый батальон (придан 239-й дивизии), 36-й гвардейский минометный дивизион и 336-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Для руководства участком должен был использоваться штаб 108-й танковой дивизии. Ставилась задача разгромить наступающего противника, сильным ударом танковых частей во фланг.

Нашим войскам противостояли боевые группы 3-й и 4-й танковых, 112-й и 167-й пехотных дивизий, полк «Великая Германия».

С 19 по 21 ноября советские части вели бои западнее Сталиногорска. 22 танковая дивизия отошла на север, прикрывая направление на Венев, а оборонять город остались части 239-й стрелковой и 41-й кавалерийских дивизий, полк НКВД, 336-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО и шесть сформированных в городе истребительных батальонов.

Немецкое наступление продолжалось, Сталиногорск штурмовали части 167-й пехотной дивизии вермахта, усиленной 202-м дивизионом штурмовых орудий, в котором было 12 StuG III.

Находившаяся южнее города 41-я кавалерийская дивизия отступила, и в результате 24 ноября части 29-й моторизованной дивизии вышли к городу с юга и востока. Севернее кольцо замыкала мотопехота 4-й танковой дивизии.

24 ноября наши части оставили Сталиногорск, 25 туда вошли немцы. Все производственные мощности химкомбината и ГРЭС были взорваны, всё тяжелое вооружение пришлось бросить. Немцы сообщили о захваченных в городе трофеях: 44 орудиях и 20 танках.

26 и 27 ноября советские части, громя тылы 29-й моторизованной дивизии, прорвались из окружения. Причём, нанесли немцам, не готовым к такому повороту событий, весьма ощутимый урон.

Вышло из Сталиногорска около 9 000 человек.

Немцам эти бои дались очень нелегко. К 24 ноября 2-я танковая группа Гудериана имела 37 исправных танков. Кроме всего прочего были постоянные перебои с горючим, из-за чего даже эти остатки танков не получалось использовать в полной мере.

На Каширу

Потеря Сталиногорска серьёзно ухудшила общую ситуацию на фронте. Для обороны города Венев командование 50-й армии создало Веневский боевой участок, в составе 173-й, 299-й и 413-й стрелковых, 108-й танковой и 31-й кавалерийской дивизий, 11-й и 32-й танковых бригад, 115-го полка НКВД и 702-го противотанкового артиллерийского полка РГК (на вооружении 85-мм зенитные пушки). Позже были включены дополнительные части, в том числе и танковые. Сил для удержания Венева было немало. С немецкой стороны действовали боевые группы 4-й и 17-й танковых дивизий. После нескольких попыток атаковать в лоб, немцы 24 ноября обошли город, после чего советские войска вынуждены были отступить. Путь на Каширу был открыт.

25 ноября разведывательный батальон 17-й танковой дивизии вышел в район южнее Каширы. Но сил для дальнейшего наступления у Гудериана уже не было. Сюда  подошел кавалерийский корпус Белова и 112-я танковая дивизия Гетмана. Под их ударами немцам пришлось отступить.

Гудериан ещё предпринял попытку взять Тулу с севера, но после неудачи и на этом направлении, отдал приказ о переходе к обороне.

А советские войска 6 декабря перешли в наступление. 12 декабря кавалерийский корпус генерала Белова освободил Сталиногорск.