Период сталинского правления в СССР ознаменовался не только масштабными социально-экономическими преобразованиями, но и массовыми политическими репрессиями. Причем, попавших под эти «жернова» не просто казнили, их буквально «вымарывали» из жизни, полностью скрывая даже следы захоронений. Для многих представителей высшей партийной, военной и творческой элиты таким местом окончательного упокоения стал крематорий московского Донского кладбища.
Инструмент государственной политики
Создание крематориев в молодом советском государстве имело не только утилитарное, но и идеологическое значение. Декрет 1919 года, подписанный В.И. Лениным, пропагандировал кремацию как прогрессивную альтернативу традиционным религиозным обрядам захоронения. Первый в СССР крематорий, открытый в 1927 году на Донском кладбище на месте недостроенной церкви, был призван стать «кафедрой безбожия». Он был оснащен современными немецкими печами фирмы «Topf» (впоследствии печи этой же фирмы использовались в нацистских лагерях смерти) и даже органом, что делало его символом новой, атеистической культуры.
Однако, несмотря на активную пропаганду, кремация так и не смогла вытеснить традиционные погребения в народном сознании. Парадоксальным образом этот вид погребения стал интересен самой государственной машине. В 1930-е годы крематорий стал применяться для тайного уничтожения следов политических казней.
Технология забвения
Процедура приведения приговоров в исполнение и последующего захоронения была строго регламентирована и засекречена. Согласно инструкциям, тело казненного не подлежало выдаче родственникам и должно было предаваться земле (или огню) «без всяких формальностей и ритуала… таким образом, чтобы не было следа могилы».
С 1936 года Донской крематорий стал ключевым звеном в этой системе. После расстрелов в подвалах тюрем НКВД тела в ночное время доставлялись на кладбище. Сохранились лаконичные документы — «направления на кремацию», где от руки указывалось количество «принятых» тел. Высокопроизводительные печи позволяли за ночь кремировать несколько десятков человек. Пепел, не выдававшийся родным, свозили в общую яму на территории кладбища, которая впоследствии получила название «могила невостребованных прахов № 1».
Кто покоится в братской могиле
Прямых документов, содержащих поименные списки кремированных в Донском крематории, не сохранилось. Однако исследования, основанные на изучении архивных следственных дел и актов о приведении приговоров в исполнение, где часто стояла отметка «кремирован», позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что в этой братской могиле покоится прах многих известных личностей. Например, маршалов М.Н. Тухачевского и В.К. Блюхера, командармов И.Э. Якира, И.П. Уборевича, писателей И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка, В.Э. Мейерхольда, О.Э. Мандельштама. По некоторым данным, там же находится и прах самого наркома внутренних дел Н.И. Ежова, одного из главных организаторов террора.

