14/01/19

Стальные монстры: какими были самые крупные боевые корабли XX века

Зимой 1906 года был спущен на воду линейный корабль «Дредноут», имя которого стало не только нарицательным,  но и явилось олицетворением мощи флотов первой половины ХХ века.

«Дредноут»

"Дредноут» — английский линейный корабль, имя которого стало нарицательным. Принципиально новым стало размещение артиллерии главного калибра в пяти двухорудийных башнях. Сразу после появления «Дредноута» все броненосцы со стандартным по тому времени  вооружением из четырех  орудий главного калибра  устарели. Второй особенностью «Дредноута» стал отказ от среднего калибра — на тот момент 152-мм орудий, которые до этого устанавливались в башнях или казематах. Для отражения атак миноносцев корабль нес двадцать четыре 76 мм орудия. На момент начала Первой мировой войны флоты ведущих стран мира обладали куда более мощными линейными кораблями, нежели их английский предшественник. Единственную свою победу «Дредноут» одержал не над закованным в броню линкором, а над немецкой подводной лодкой U-29, которая 19 марта 1916 года попала под таранный удар гиганта. Примечательно, что подлодкой командовал  капитан Веддиген, потопивший осенью 1914 года в течении двух часов один за другим три английских крейсера.  В 1921 году «Дредноут» был исключен из состава флота и спустя два года разрезан на металл.

«Карманный линкор»

Если попытаться обозначить самый маленький по водоизмещению линейный корабль, то,  с определенными оговорками, таковым может быть назван линкор "Адмирал граф Шпее" и два однотипных с ним корабля. «Карманный линкор», «Адмирал граф Шпее», был построен в рамках ограничений Версальско-Вашингтонской системы. И хотя в Германии  (впрочем, как и в других странах мира) превысили допустимый тоннаж на 11 %, корабль получился весьма скромного водоизмещения, но с мощным, как потом на беду англичан оказалось, вооружением. Поскольку было не вполне понятно, к какому классу эти  три немецких корабля отнести — броненосным крейсерам или линкорам (броненосцам в немецкой классификации), в Англии возник термин "Pocket battleship" – "карманный линкор". В 1939 году жертвами «Адмирала Шпее» в Атлантике стали одиннадцать торговых судов. 13 декабря 1939 года «карманный линкор» вступил в бой с тремя английскими крейсерами.  В ходе напряженного боя обе стороны получили серьезные повреждения. Невозможность быстро исправить повреждения и опасность подхода других английских кораблей вынудила командира «Адмирала Шпее» после консультации с Берлином  уничтожить корабль. 17 декабря 1939 года «Адмирал Шпее» был взорван на рейде Монтевидео. По иронии судьбы,  за 25 лет до этого в Юго-Западной части Атлантики (район Фолклендских островов) погибла немецкая эскадра  вице-адмирала Шпее, имя которого и носил «карманный линкор».

«Марат»

В России незадолго до Первой мировой войны началось строительство линейных кораблей типа «Полтава». Каждый из них нес по три 305 мм орудия в четырех башнях. По опыту Русско-японской войны был усилен противоминный калибр, состоявший  из шестнадцати 120 мм орудий. И если в Первой мировой войне корабли на Балтике себя не проявили, то в в дальнейшем активно участвовали в Великой Отечественной войне. Линейный корабль "Марат" (до 1921 года «Петропавловск») использовался при обороне Кронштадта.  В сентябре 1941 года «Марат» был серьезно поврежден во время немецкого авианалета, когда немецкая тонная бомба оторвала всю носовую часть до второй башни. Корабль сел на грунт, а затем использовался как неподвижная огневая батарея. В 1943 году линкору было возвращено его первоначальное имя. А в 1950 году линкор был переклассифицирован  в несамоходное учебное судно и вновь переименован в «Волхов», но спустя уже три года исключен из состава флота и сдан на лом.

 «Парижская Коммуна»

Однотипным с "Маратом" был линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь» до 1921 года), действовавший в годы Великой Отечественной войны на Черном море. За время войны линкор совершил  15 боевых походов,  произвел 10 стрельб по  позициям противника. В то же время сам корабль отразил 20 вражеских авианалетов, уничтожив три немецких самолета.  31 мая 1943 года линкору было возвращено имя «Севастополь».  8 июля 1945 года линейный корабль  был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенный период «Севастополь» использовался как учебный корабль, а в 1956 году был исключен из состава ВМФ и разобран на металл.

«Ямато»

Самыми крупными из числа построенных в мире линейных кораблей стали два японских линкора типа "Ямато". «Ямато» и однотипный с ним «Мусаси» несли по девять 460 мм орудий. Водоизмещение достигало рекордных для линкора 72 тыс. тонн. Однако боевая биография гиганта оказалось намного скромнее. Линкор стал активно использоваться только с 1944 года, когда японское командование, потеряв значительную часть авианосцев, пыталось активизировать действия крупных артиллерийских кораблей. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года «Ямато» в составе ударного соединения адмирала Куриты прорвался к группе американских эскортных авианосцев и только нерешительность японского адмирала, который в критический для американцев момент вывел свое соединение из боя, спасла американский флот от более значительных потерь. В апреле 1945 года «Ямато» был включен в группу японских кораблей, которая должна была нанести удар по американским силам у Окинавы. Самоубийственный поход японского соединения (кроме «Ямато» — легкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев) завершился катастрофой, когда 7 апреля 1945 года  японские корабли, шедшие без  воздушного прикрытия, были атакованы американской авиацией. Получив повреждения 10 торпедами и 13 бомбами японский линкор затонул. Вместе с ним погибли 3061 человек, спаслись только 269 . Потери американцев составили 10 самолётов. Еще во время войны в Японии сложилась мрачная поговорка: «На свете есть три бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато».

Линкор «Ришелье»

Иногда  французские линкоры типа «Ришелье» (две единицы)  оцениваются как самые совершенные в истории кораблестроения. При относительно небольшом водоизмещении корабли имели хорошую броневую защиту и мощную артиллерию. Особенностью стало размещение артиллерии главного калибра  в двух башнях в носовой части корабля по четыре орудия в каждой. Судьба линкора, впрочем как и большей части французского флота во Второй мировой войне, оказалась непростой. В Дакаре линкор подвергся нападению английской авиации,  выдержал артиллерийскую дуэль с английскими линкорами и после ряда перипетий экипаж линкора перешел на сторону союзников.  «Решилье» был направлен на ремонт в США и затем включен в состав британского флота, а после завершения  войны возвращен Франции.

Линкор «Аризона»

С именем этого линкора связана одна из самых главных трагедий Перл-Харбора. Во время японского авианалета  линкор получил четыре прямых попадания авиабомб. В результате детонации боезапаса в носовых погребах «Аризона» раскололась на две части и затонула в течение нескольких минут. Из примерно 1350 человек, находившихся на борту, 1177 человек погибли. В память о погибшем почти со всем экипажем линкоре в 1962 году над местом гибели «Аризоны» был сооружен специальный мемориал.