07/03/21

Столкновение в Цемесской бухте: как «пароход штрафников» устроил крупнейшую катастрофу в Черном море

31 августа 1986 года произошла одна из крупнейших катастроф в истории СССР. Круизный лайнер «Адмирал Нахимов», совершавший рейс из Новороссийска в Сочи, столкнулся с грузовым теплоходом «Петр Васев». «Советский Титаник», как его окрестили в зарубежной прессе, ушел под воду всего за 8 минут. Судну, которое пережило Великую Отечественную войну, было суждено затонуть в мирное время, унеся с собой более 400 жизней.

Предыстория

«Адмирал Нахимов» имел более чем полувековую историю. Он был построен в 1925 году в Германии, судно назвали «Берлин». До конца 30-х годов лайнер выполнял рейсы через Атлантику. С началом Второй мировой войны использовался как судно-госпиталь в составе армии Третьего Рейха. В 1945 году «Берлин» был подорван на мине и подтоплен. По итогам Великой Отечественной войны судно перешло СССР и получило свое новое название – «Адмирал Нахимов». После капитального ремонта лайнер начал курсировать по Черному морю, совершая круизные рейсы. К 1986 году «Адмирал Нахимов» ходил без аварий уже почти 30 лет, что обеспечивало ему хорошую репутацию и большой пассажиропоток.

«Петр Васев» был сооружен в Японии по заказу Советского Союза. Нос теплохода имел бульбовидную форму, что и сыграло роковую роль в тех событиях. Он сработал как таран,создав пробоину площадью около 80-90 кв. метров. Скорость поступления забортной воды внутрь судна составляла 29 тонн в минуту. По этой причине «Нахимов» ушел под воду всего за 8 минут.

День трагедии

31 декабря 1986 года «Адмирал Нахимов» в 14.00 прибыл в Новороссийск, где находился на стоянке до десяти часов вечера того же дня. Это время, согласно графику, выделялось пассажирам для прогулки по городу. В 22.00 судно отшвартовалось из Новороссийска и направилось на выход из Цемесской бухты. На борту находилось 1 243 человека. В это время в бухту входил сухогруз «Петр Васев», который вез ячмень из Канады. Неподалеку от мыса Дооб их курсы пересекались.

По правилам морского движения уступить должен был «Адмирал Нахимов», так как он находился слева. Но начальство порта предложило капитану грузового балкера пропустить лайнер, и он дал свое согласие. Это подтверждают показания дежурного лоцмана ПРДС, которые приводятся в книге Давида Чапкиса «Крушение «Адмирала Нахимова»: «В 22.00 п/х "Адмирал Нахимов" отошел от причала № 34. Во время разворота п/х "Адмирал Нахимов" в акватории порта около 22.15 меня вызвал на УКВ радиосвязь т/х "Петр Васев"… При связи я сообщил т/х "Петр Васев" следующее: "Из порта выходит пассажирский п/х "Адмирал Нахимов", который заканчивает разворот. ПРОШУ пропустить "Адмирала Нахимова" на выходе. Т/х "Петр Васев" ответил: "Ясно, пропустить"...»

После этого оба судна вышли на связь для уточнения деталей маневра. Для расхождения с лайнером капитан сухогруза Виктор Ткаченко начал постепенно снижать скорость движения судна. В 23.05 он перевел машинный телеграф в положение «средний вперед». Скорость балкера к тому моменту равнялась 23 км в час, а расстояние между судами – 3,7 км. Об этом пишет Петр Осичанский в своей работе «Спасите нас на суше». Через минуту помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский дал команду поворачивать налево от сухогруза, чтобы отдалиться от него. В 23.07 на «Петре Васеве» была дана команда «малый вперед», до другого судна оставалось более 2 км. Спустя еще 2 минуты Ткаченко скомандовал сначала «средний назад», а затем сразу же «полный назад», сопроводив команду 3 гудками. Таким образом, за 7 минут скорость сухогруза была снижена всего на 10 км в час. Катастрофу предотвратить уже было невозможно. В 23.12 «Петр Васев» протаранил правый борт парохода. По заключению правительственной комиссии, сухогруз отделался повреждением форштевня и бульбы. «Адмирал Нахимов» получил серьезные повреждения, по причине которых начал стремительно уходить под воду. В результате катастрофы погибло 423 человека.

Следствие по делу

2 сентября 1986 года капитанов обоих кораблей задержали. Была сформирована правительственная комиссия по расследованию случившегося. В ходе следствия были опрошены 11 человек. По результатам выяснения обстоятельств трагедии, установлено, что капитаны обоих судов нарушили Устав несения службы.

Суд над Виктором Ткаченко и Вадимом Марковым состоялся в марте 1987 года в Одессе. Подсудимые были обвинены по статье 85 УК РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта» и приговорены к 15 годам заключения. После распада СССР, в 1992 году оба капитана были помилованы и освобождены.