В годы советской власти наши подводники периодически шокировали командиров и экипажи западных АПЛ. Так, военные США с ужасом рассказывали о манëвре «Сумасшедший Иван». Сегодня в нём уже нет необходимости, но, надо полагать, что и российские моряки с лёгкостью такие действия повторят.
Креативное решение
Капитан первого ранга советских и российских ВМФ Игорь Кудрин, до начала 90-х служивший на АПЛ, вспоминал – моряки-подводники в СССР отличались отсутствием шаблонов в поведении. Когда требовалось предпринять те или иные решительные действия для выхода из зоны видимости противника, то они незамедлительно их совершали, чем порой шокировали потенциальных противников.
Так появился манёвр советских АПЛ, который американские подводники начали называть «Crazy Ivan» («Сумасшедший Иван»). Он применялся тогда, когда субмарины США садились на «хвост» советским подлодкам. Американцы действовали аккуратно и для преследования выбирали «мёртвую зону» за кормой русских АПЛ (она была недоступна для советских сонаров). Чтобы определить местонахождение натовской субмарины, наши моряки на пути следования неожиданно резко разворачивались, что при неудачном стечении обстоятельств могло привести к «подводному ДТП». Кстати, именно риск этого и заставил американцев пересмотреть тактику поведения – они просто перестали подходить к советским подлодкам на близкое расстояние.
Кандидат военных наук, контр-адмирал Виктор Яковлев отмечал, что подобные развороты позволяли не только обнаружить вражескую подлодку, но и «сбить с толку» её торпеду, наведенную на цель. Современные отечественные субмарины от «мёртвых зон» уже защищены, поэтому необходимости в «Сумасшедшем Иване» нет.
Танец, рискующий стать последним
Не всегда очередное выполнение «Сумасшедшего Ивана» обходилось без потерь. АПЛ К-108 в начале лета 1970 года в Баренцевом море всё-таки столкнулась с атомной подлодкой ВМС США «Тотог».
На 40-метровой глубине после череды «Сумасшедших Иванов» акустик услышал шумы, которые были классифицированы как исходящие от имитатора подводной лодки. Через несколько минут произошёл удар в корму К-108. Подлодке всё же удалось подняться на поверхность и дойти до базы на одном работающем винте.
Американские публицисты Кристофер Дрю и Шнерри Зонтаг в своей книге «Игра в жмурки» сравнили преследование капитаном «Тотога» Бьюлом Балдерстоном советской субмарины с исполнением танца «казачок» с немыслимыми пируэтами.
Кстати, американской подлодке тоже досталось. На базу она прибыла с изуродованной рубкой, сломанным перископом и повреждёнными антеннами.