Ни одна идеология, ни одна политическая партия, ни одна армия, ни одно государство никогда не обходятся без символов. Флаги, гербы, печати, штандарты, шевроны, документы – все это и многое другое необходимо людям, чтобы почувствовать причастность к той или иной системе. Особенно большое внимание наглядной пропаганде и агитации уделяло в свое время руководство Третьего рейха. Адольф Гитлер лично участвовал в разработке символики Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Древний символ
Нацисты по-своему переосмыслили немецкую историю, они решительно отринули государственные атрибуты, связанные с недавним прошлым, – черно-бело-красный флаг Германской империи и черно-красно-золотое полотнище республики. Стремясь возродить исконные арийские традиции, символы для новой страны идеологи фашизма искали в древности. Поэтому их обращение к свастике было логически оправданным.
Кандидат исторических наук Юрий Маковский в статье «Символика нацистского движения в Германии в 1920-1940-е гг.» (опубликована в журнале «Вестник Омского государственного педагогического университета», No 1 за 2013 г.) тоже подчеркивал, что нацисты придавали большое значение наглядной агитации.
«Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения», – рассуждает Ю. Маковский.
Различные масонские, националистические и почвеннические организации Германии использовали свастику как свою эмблему еще с конца XIX века. Фашисты впервые продемонстрировали ее в августе 1922 года на митинге в Мюнхене.
Многие исследователи отмечают, что свастика – это очень древний знак, встречающийся почти у всех индоевропейских народов, в том числе у славян. Но сейчас она во всем мире воспринимается резко негативно, став в результате преступных деяний Третьего рейха олицетворением фашизма, смерти и разрушения.
А вообще, слово «свастика» переводится с санскрита как «связанная с благом». Считается, что в Индию этот символ принесли представители племени ариев. В ведической культуре это знак вечного круговорота жизни, возрождения и обновления.
Арийский знак
Древние германцы и скандинавы часто вырезали свастику на детских колыбелях, посмертных надгробиях, девичьих украшениях, рукоятях оружия и т.п. Так язычники защищались от сил зла, сглаза и порчи, надеялись заручиться поддержкой высших сил. Колдуны использовали этот символ в боевой магии и во время мирных ритуалов. В сохранившихся с дохристианских времен манускриптах данный знак часто связан с легендарным молотом бога Тора.
Сергей Зубков – автор книги «Третий рейх под знаменем оккультизма» (2007 г.) – уверен, что нацисты считали свастику арийским символом, якобы противостоящим мистическим знакам иудеев.
«Интересно, что в районе, заселенном семитскими племенами, в верхнем Междуречье и Финикии, свастика почти совсем не встречается. Подобные наблюдения дали повод археологу Эрнсту Краусу еще в 1891 году выдвинуть тезис о том, что данный символ присущ только народам индоевропейского корня», – писал С. В. Зубков.
Теорию Э. Крауса поддержал и известный оккультист Гвидо фон Лист, занимавшийся переводом рунических текстов. Он называл свастику символом арийской расы, нордической науки и магических знаний. Другой известный мистик – Карл Хаусхофер – полагал, что у древнегерманских магов-друидов свастика олицетворяла огонь и плодородие.
Ей приписывались различные положительные качества: солнечная полярность, творческая сила, активность, единство материального и духовного миров, совершенство.
Немецкий политический деятель Герман Раушнинг в своей книге «Разговоры с Гитлером» приписал фюреру такое определение: «Свастика – борьба за победу арийского движения, и в то же время свастика символизирует творчество».
Многие исследователи высказывают мнение, что эта эмблема имеет ярко выраженный антисемитский характер. Они цитируют строки из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф» о том, что свастика означает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям».
«Мотыгообразный крест»
Кандидат исторических наук Сергей Кормилицын в своей книге «Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить» (2008 г.) отметил, что в начале ХХ века свастика уже прочно ассоциировалась в Германии с националистической идеологией. Так что вопроса о выборе партийного символа не существовало, представители зарождавшегося фашистского движения даже организовали конкурс на создание самого удачного варианта его изображения.
Гитлер признавался, что вынужден был отклонить «все бесчисленные проекты», присылавшиеся ему «со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест».
Исследователь оккультных практик, скрывающийся под псевдонимом Лин фон Паль, в книге «Все тайны Третьего рейха» (2010 г.) пишет, что в итоге А. Гитлер утвердил собственную, самолично придуманную партийную эмблему. На красном четырехугольном фоне он разместил белый круг, в центре которого была изображена черная свастика. Впоследствии эта эмблема стала официальным флагом нацистской Германии.
По утверждению самого А. Гитлера, красный цвет символизировал социальные идеи движения, белый – национализм, а «мотыгообразный крест» – грядущую победу арийцев.
Примечательно, что цвета нового флага совпадали с черно-бело-красным полотнищем Германской империи, что намекало на геральдическую преемственность и должно было всколыхнуть среди населения патриотические чувства.
Гитлер выбрал четырехконечную свастику, лучи которой были загнуты в правую сторону под прямым углом, в то время как немецкие оккультные организации тех лет выбрали для себя противоположный ее вариант - с лучами, загнутыми влево. Последняя общепринятая свастика обозначала движение вместе с солнцем и имела откровенно созидательное значение, тогда как нацистский знак, по версии некоторых исследователей, имеет негативные коннотации.
Орел – воинский дух
Государственный герб – практически единственный символ, который не подвергся пересмотру со стороны нацистов. Орел был символом Германии, когда она была империей, и сейчас он красуется на гербе этой страны.
Грозного и сильного орла, парящего высоко в небе, издревле почитали представители многих народов. Древние греки воспринимали эту птицу как проявление воли бога Зевса, а римские легионеры шли в бой под штандартами, увенчанными орлиными крыльями. Индейцы поклонялись воинственному духу крылатого хищника, чтили его и в Индии.
А. Гитлер понимал, что геральдический орел – это древнегерманский символ, имеющий особое значение для народа, поэтому птицу часто изображали со свастикой, которую она держала в своих лапах. Для немцев орел был своеобразным арийцем небесного мира, олицетворением воинского духа бога Вотана (Одина).
Дуб – воплощение власти
Еще одной древней национальной эмблемой, которую нацисты использовали в своей пропаганде, был дуб, почитавшийся немецкими язычниками как образец стабильности, прочности и силы. Во время жертвоприношений они часто подвешивали дары, предназначенные богам, на ветвях этого дерева.
Древние друиды приписывали дубу магическую силу, они вырезали из его древесины посохи для себя. Венок, сплетенный из дубовых листьев, немецкие мистики начала ХХ века называли самым первым символом власти, известным на территории Германии. Якобы такие венки украшали головы вождей в ходе торжественных церемоний.
Стремясь возродить утраченные со времен Римской империи национальные символы, нацисты нередко изображали свастику на агитационных плакатах в обрамлении из листьев дуба.
«Мертвая голова»
Войска СС первоначально создавались как личная гвардия А. Гитлера. Члены этой организации носили форму черного цвета, на рукав всегда повязывали ленту с изображением свастики, а голову покрывали фуражкой с серебряной эмблемой «мертвой головы» («Адамова голова»).
Вообще, череп со скрещенными под ним костями тоже намного древнее нацистской идеологии. Об этом известный публицист, автор многочисленных исследований по военной истории Вольфганг Акунов написал в своей книге «Дивизия СС "Рейх". История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг.». Акунов подчеркивал, что череп и кости во многих культурах изначально символизировали не смерть, а способность жизненной энергии к возрождению и силу духа, противостоящую тлению. Это не удивительно, ведь скелет представляет собой наиболее прочную органическую ткань в организме человека.
«На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США...» – рассказывает В. Акунов.
Например, прусские «гусары смерти», «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского тоже в свое время взяли себе этот символ. Но для нацистов он имел особое значение. Дело в том что «мертвая голова» была эмблемой фрайкоров – добровольческих корпусов, мобилизованных правительством Германской Республики после Ноябрьской революции 1918 года на борьбу с местными большевиками. А к моменту полного подавления сторонников коммунистической идеологии многие участники добровольческих корпусов вступили в ряды СС, чтобы продолжить службу под той же эмблемой.
То есть для нацистов «мертвая голова» символизировала в первую очередь борьбу с большевизмом.
Две руны Зиг и другие знаки
Еще один зловещий символ войск СС – две руны Зиг, с помощью которых писалось название этой организации.
Известный историк-германист Николай Лавров под псевдонимом Ник Уорвол выпустил книгу «Войска СС. Кровавый след» (Ростов-на-Дону, 2000 г.). В ней автор отметил, что немецкие оккультисты считали древнее руническое письмо мощным магическим инструментом, с помощью которого можно повлиять на будущее.
«Атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 г. гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны Зиг. Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал сдвоенную молнию эмблемой СС», – так Н. Н. Лавров описал историю возникновения символа.
Мистики полагали, что двойная руна Зиг в эмблеме СС гарантирует этой организации победу в любых сражениях. Кроме того, большое значение немецкие оккультисты придавали еще двум рунам: Хагалаз и Вольфсангель.
Первая, по мнению идеологов нацизма, символизировала непоколебимую веру в дело фюрера. Наряду со свастикой этот знак размещался на форме всех членов СС, его использовали даже в гравировке свадебных колец, если молодожены входили в эту организацию. Интересно, что традиционное значение руны Хагалаз – разрушительный град, очищение через потери.
А руна Вольфсангель (волчий крюк) служила для нацистов своеобразным оберегом, защищающим от враждебных сил. Хотя для средневекового германца этот символ означал прежде всего свободу. Некоторые танковые подразделения Ваффен СС использовали Вольфсангель в своей символике, они надеялись, вероятно, что мощная руна оградит их во время сражений на Восточном фронте.