09/01/23

«Свиной праздник»: почему русские на Старый Новый год всегда ели поросёнка

Это особое блюдо обязательно входило в ужин в Васильев вечер, накануне Нового года. Свое название оно получило, соответственно, по имени святителя Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по старому стилю. Дело в том, что святого Василия почитали как покровителя свинопасов, а «Кесарийский» в народе превратилось в «Кесаретский».

Поэтому Васильев день крестьяне называли еще «свиным праздником», а закалывать свиней полагалось 30 декабря по старому стилю. Блюда из свинины готовили на Святки повсюду в Европе – от Силиции до Англии. У зажиточных людей целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова, а вареные свиные ноги являлись традиционным угощением для колядующих. До сих пор у русских широко распространено приготовление к новогоднему столу студня из свиных ног.

Кесаретского поросенка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. Разделение поросенка на части называлось «кесаретского ломать»; причем жаркое действительно не резали ножом, а ломали руками. Например, в Орловской губернии хозяин забирал себе голову, а затем оделял кусками мяса всех членов семьи по старшинству. Во время вкушения кесаретского поросенка один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал (ему жаркое доставалось попозже). В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребенку кусок мяса под стол. Использование в новогодней трапезе именно свинины объясняется традиционными представлениями об особой плодовитости свиньи.

Кесаретский поросенок принадлежал не только отдельной семье, но и всей крестьянской общине. В центральных губерниях России односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено праздничное блюдо, и угощаться. Однако каждый гость должен был дать хозяину за поросенка денег, сколько мог. Выручку на следующий день относили в приходскую церковь в пользу причта.

Вкушение кесаретского поросенка всем миром-общиной еще в 19 веке сохранялось в Вологодской губернии. В Сольвычегодском уезде новогодним утром крестьяне со всего прихода съезжались на погост, привозя с собой свиные туши, в зависимости от достатка в хозяйстве: четверть, половину или целую свинью. Туши отдавали в пользу причта, а из голов варили в общем котле щи, съедаемые здесь же всем миром. В Никольском уезде в церковь приносили лишь головы свиней, которые после молебна с водосвятием окропляли святой водой. Часть голов так же жертвовалась причту, а остальные варили в котлах и ели всей общиной в церковной ограде или трапезной, угощая богомольцев и нищих. Не пожертвовать свинины для священника и причта считалось большим грехом, так как это пожертвование являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.