21/10/22

СВТ-40: почему новейшая винтовка Красной Армии была хуже старой «трёхлинейки»

Принять на вооружение СВТ-40 приняли, но «мосинка» так и осталась в Великую Отечественную войну основным стрелковым оружием пехоты РККА.

Неразгаданная «Светка»?

Как пишет «АиФ», один из самых знаменитых российских оружейников Федор Токарев, создатель знаменитого пистолета «ТТ» (десятилетиями служившего табельным оружием армейским офицерам), самозарядную винтовку (будущую СВТ) в конце 30-х годов так и не доделал: в преддверии Великой Отечественной войны промышленному внедрению СВТ в РККА помешал вариант с винтовкой Сергея Симонова — перед войной так и не решили, что предпочтительнее для массового производства.

В 1938 году СВТ разработали под патрон 7,62. Оружие делали с учетом серийного производства при использовании определенного качества стали и ряда других особенностей, не способствующих серийному изготовлению винтовок для армии.

Лучшая советская женщина-снайпер за всю историю, Людмила Павлюченко (свыше 300 пораженных гитлеровских солдат и офицеров), в основном работала по немцам именно из СВТ, это документально подтверждено. Но и она говорила: для общебоевых действий подходит не СВТ, а менее требовательная «мосинка».

Доктор исторических наук Давид Болотин отмечал: СВТ в боевых условиях постоянно уступала «мосинке» по меткости и кучности боя. Во всяком случае, есть мнение, что винтовка Токарева просто незаслуженно ошельмована: ряд отечественных историков склонны считать, что СВТ попросту некому было осваивать: уровень образования новобранцев был такой, что многие не понимали необходимости в обслуживании чего-то технологически более совершенного, чем крайне простая "трехлинейка", и не могли в краткие сроки подготовки, которые диктовало военное время, отработать обслуживание этого оружия.

Для спецназа, не для пехоты

Серийное производство СВТ было свернуто в начале января 1945 года. По воспоминаниям разработчика самозарядной винтовки, Владимира Федорова, ее количество (всего с 1941 года было произведено более 1,1 миллионов СВТ) превысило германские аналоги. Но по качеству винтовка «не соответствовала боевой обстановке». Это оружие эффективно использовали подразделения НКВД, войсковой разведки, партизаны и морские пехотинцы — локальные группы, настроенные на выполнение определенной боевой задачи. Умевшие пользоваться достоинствами СВТ бойцы ценили эту винтовку.

Тем не менее, на вооружении РККА, в Великую Отечественную в основном, все же была винтовка Мосина.

Наша трехлинейка была «чокнутая»

Советской винтовке Мосина к 1941 году как объекту вооружения исполнилось почти полвека. Принцип ее действия, в общем, схожий с работой немецкого винтовочного «Маузера» (разница была разве что в способе зарядки магазина), самого распространенного пехотного оружия гитлеровцев.

Основным стрелковым оружием пехотинцев по обе стороны противоборствующих фронтов Великой Отечественной были винтовки — «трехлинейка» и «маузер».

Как считает один отечественных военных историков Сергей Челноков, «мосинская» винтовка в Великой Отечественной справилась с ролью самого массового и наиболее восполнимого оружия – винтовка попросту была дешевле и доступнее: СВТ-40, на которую изначально рассчитывали. Многие успешные снайперы Великой Отечественной (это видно и на архивных фото) вели огонь из «трехлинеек»: «мосинка» была вполне «убойной» винтовкой для снайперов ВОВ, советские «штучные истребители» с нею работали охотно — один из самых знаменитых снайперов Великой Отечественной Василий Зайцев уложил из неё свыше 200 солдат и офицеров вермахта.

Алексей Потапов в книге «Искусство снайпера» пишет, что трехлинейная винтовка (3\10 дюйма (7.62 мм)) – отсюда и название, была проста и удобна в обращении. Ее различные модификации действуют до сих пор. У «мосинки», как упоминает Потапов, был «чок» ствола (видоизменение канально-дульной его части) – эта особенность придавала снайперскую точность нашей винтовке. У немецкого «маузера» «чок» отсутствовал.