Судьба Святослава Фёдорова — это история о несостоявшемся пилоте, ставшем гениальным хирургом, но в итоге нашедшем смерть в небе, которое он так любил. Его жизнь и гибель остаются одним из самых драматичных сюжетов в истории российской медицины.
Несбывшаяся мечта
Мало кто знает, что в 1944 году будущий великий офтальмолог мечтал о карьере летчика. Учась в спецшколе ВВС, он попал под трамвай и лишился ступни. Путь в авиацию был закрыт.
Именно в госпитале, наблюдая за тем, как разные люди справляются с увечьями, Фёдоров принял судьбоносное решение посвятить себя медицине. Он прошел путь от простого хирурга в пермской глубинке до академика, создавшего уникальную офтальмологическую клинику.
Последний полет
Свою мечту о небе Фёдоров смог осуществить лишь спустя 55 лет — в 1999 году он получил права на управление вертолетом. Но небо оказалось безжалостным.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Однако что-то пошло не так, и вертолет рухнул на землю неподалеку от Тушинской детской больницы. Среди тех, кто находился на борту, не удалось уцелеть никому. После падения машина не загорелась, но удар был немалой силы, поэтому опознали Святослава Федорова по протезу, который он носил после того, как лишился ступни в результате несчастного случая с трамваем. У 72-летнего Святослава Николаевича остались две взрослые дочери, родившиеся в разных браках, и третья супруга Ирэн Ефимовна.
Причины трагедии
Примечательно, что Ирэн Федорова утверждала: «Истинную причину катастрофы никто и никогда не узнает. Было около 10 экспертиз, точного ответа не дала ни одна». Чаще всего, упоминая о причинах трагедии, случившейся со Святославом Федоровым и членами экипажа, многие историки ограничиваются формулировкой «технические неполадки». Впрочем, известный биограф Федор Раззаков пишет, что у вертолета отказал двигатель, и вертолетные лопасти попросту сложились. Между тем Раззаков не уточняет, почему двигатель вдруг перестал работать.
А вот в «Стенограмме заседаний Государственной Думы» за 2001 год сохранились такие строки: «У вертолета проржавело крепление несущего винта, винт просто вылетел, поэтому произошла авария». Именно коррозию, но только уже подшипников, назвали причиной авиакатастрофы члены комиссии Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны. В общем, смерть Святослава Федорова была признана несчастным случаем. Только вот Ирэн Федорова отмечала, что «"несчастный случай" — формулировка, за которой может стоять кто и что угодно».

