В военном музее нидерландского города Арнем среди прочих образцов военной техники есть экспонат, который может вызвать искреннее недоумение (и, весьма вероятно, негодование) у жителя России, незнакомого с военной историей. Речь идет о легендарном Т-34, который часто называют «танком победы». Но есть в его внешнем виде два нюанса: немецкий камуфляж и большой балкенкройц на башне. Как же случилось, что танк, немыслимый без красной звезды, вдруг «сменил сторону»?
На службе врага
С самого начала Второй мировой войны немцы активно использовали трофейную технику оккупированных стран. После захвата Чехословакии Вермахт взял на вооружение легкие танки, разработанные фирмой ЧКД (к слову, в создании танков принимал участие и русский эмигрант Алексей Сурин, бежавший из большевистской России). Боевая машина получила название Panzerkampfwagen 38(t) и долгое время считалась лучшим легким танком, особенно во время польской и французской кампаний. Однако, все радикально изменилось в 1941 году. Отто Кариус, один из самых результативных танкистов Второй мировой войны, в своих мемуарах делится неприятными воспоминаниями о начале противостояния с СССР. Советские противотанковые пушки без труда пробивали чешскую сталь, а сама машина получала больше повреждений от разлетающихся болтов и кусков брони.
Пополнился танковый парк Вермахта и после захвата Франции. И если чешские танки на момент оккупации еще не сошли с конвейера, то французские средние танки Somua S35 успели повоевать против Германии в 1940 году. Тем не менее, когда Париж капитулировал, немцы получили 297 танков Somua S35, а позже передали несколько машин своим союзникам: Италии, Болгарии и Венгрии. Трофейные французские танки использовались вплоть до 1944 года, преимущественно на фронтах второстепенного значения. Немаловажную роль в популярности как чешских, так и французских машин сыграл тот факт, что Германия получала свои трофеи в «придачу» к захваченной стране, где располагались заводы по производству деталей и боеприпасов, а также можно было найти всех необходимых специалистов. Совершенно иначе обстояли дела с советской трофейной техникой.
Т-34, который стал самым массовым танков Второй мировой войны, начал выпускаться в 1940 на Харьковском заводе. По иронии судьбы в этом же году от пневмонии скончался конструктор танка Михаил Кошкин, так и не увидевший триумф своего детища. Если советский танк по некоторым показателям и уступал «немцам», его неоспоримыми преимуществами были высокие скорость и проходимость, а также наклонные бронелисты, значительно увеличивавшие шанс рикошета. Но несмотря на то, что в первые месяцы войны Советская Армия потеряла большое количество танков, в ряды врага вошло лишь ограниченное количество машин. Главной причиной были сильные повреждения захваченной техники, иногда один танк удавалось буквально по частям собрать из нескольких в разной степени пострадавших машин. Производственные мощности СССР не были захвачены, поэтому наладить изготовление запасных деталей немцы не могли. Однако нередко танки с сильно поврежденной башней находили применение в качестве тягачей.
Модификации и трудности
Зимой 1943 года, когда немецкие силы вели оборонительные бои за Харьков, 2-я танковая дивизия СС «Райх» потеряла огромное количество техники. На 13 февраля в подразделении числился всего 21 боеспособный танк. Поэтому было принято решение восполнить недостаток техники за счет трофейных Т-34. Дивизия была усилена пятью танками Т-34 и одним КВ. Восемь танков получила дивизия «Мертвая голова» и пять — «Адольф Гитлер».
В.А. Дюнов в книге «Советские танки Гитлера» указывает, что в ходе боев под Харьковом немцы смогли захватить еще около 50 исправных Т-34, из которых половина была передана дивизии «Райх», о чем упоминается в официальном докладе от 1 мая 1943 года. Как известно, в Харькове располагался завод по производству Т-34. Несмотря на то, что предприятие было эвакуировано, немцы смогли наладить ремонт танков. Для этого они расчистили бывший цех завода, разыскали среди жителей города специалистов по танковому производству, а также регулярно объезжали места боев для поиска машин, пригодных либо для ремонта, либо для разборки на запчасти. Именно с этого момента немцы не просто используют Т-34, но и начинают активно их модифицировать.
В первую очередь это касалось оборудования башен, которое доводилось до немецких требований: устанавливалась более эффективная немецкая оптика и радиостанции. Главным визуальным отличием становилась командирская башенка, которую иногда приваривали к танку для улучшения обзора. Но не обходилось и без трудностей. В советской армии было принято, что командиром и наводчиком экипажа являлся один и тот же человек, поэтому танк был рассчитан на четыре человека, а не на пять, как в немецком «Тигре» (более поздняя версия Т-34-85 уже предполагала разделение обязанностей командира и наводчика). Очень часто трофейные танки страдали от дружественного огня, поэтому кресты со временем стали рисовать особенно крупными, чтобы их можно было различить как с земли, так и с воздуха.
И все же, хоть до нашего времени и дошли фотографии танков Т-34 с немецкими крестами, их использование немцами не было массовым. Известно, что трофейные советские танки принимали участие даже в Курской битве, но их количество редко превышало несколько десятков. На начало 1945 в рядах немецкой армии было 89 танков Т-34, сорок из которых использовались в качестве тягачей. Немцам так и не удалось захватить заводы, чтобы начать серийное производство советских машин, а по мере продвижения Красной Армии захватывать трофеи становилось все труднее.