30/01/19

«Так будет с каждым иностранцем!»: что сделали марокканские наемники с Героем Советского Союза

Итальянец Примо Джибелли, посмертно удостоенный в декабре 1936 звания «Герой Советского Союза» стал одним из первых иностранцев, чьи заслуги перед СССР были отмечены столь высокой наградой.
Прототип главного героя из кинофильма «Мужество» лётчик-испытатель Примо, хоть и не отличался безупречной дисциплиной, но был глубоко идейным, отважным и азартным человеком.

Выбор профессии

Примо Джибелли родился в Милане, где у его отца имелась небольшая столярная мастерская. Но в возрасте 12-ти лет он был отправлен к родственникам во французский городок Безансон, для получения начального образования.
Вернувшись с багажом первоосновных знаний, он стал помогать родителю в семейном деле, параллельно посещая по вечерам техническую школу, в которой он учился с большим энтузиазмом. Поняв, что это его стезя, Примо оставил столярное дело и устроился испытателем авиамоторов на фабрику «Фиат».

Политические взгляды

Импонируя левым политическим силам, Джибелли решил стать активным членом Молодёжной Социалистической федерации, в которой он встретился с будущим основателем Коммунистической партии Италии Антонио Грамши. Открыто пропагандировавший свои политические взгляды, Примо первый раз был задержан за агитацию против итальянского вторжения в Ливию.
Имея как эксперт по авиамоторам отсрочку от призыва, он избежал попадания на поля сражений Первой Мировой войны, но за организацию антимилитаристических выступлений рабочих был арестован и отправлен в армию. Однако принять участие в военных действиях ему не удалось, поскольку к тому времени войны была завершена.
Вернувшись после демобилизации на фабрику, он, воодушевлённый победой коммунистов в России, продолжал устраивать забастовки, за что в 1920 году был уволен и вынужден скрываться от преследования официальных властей.
Несмотря на усиливавшийся террор со стороны государства, Джибелли в начале 1921 года в числе первых вступил в Коммунистическую партию Италии, но когда правительство возглавил Муссолини, началось откровенное преследование и уничтожение социалистов.
Единственной возможностью остаться в живых и не предать политические идеалы была эмиграция в Советский союз.

РККА

Добровольно вступив в ряды красноармейцев Примо, прежде чем приступить к реальной службе, был зачислен для подготовки в стрелковое училище, по окончании которого его направили на Украину. Там он проявил себя не только как смелый боец, но и отличный техник, сумев реанимировать двигатель двухпулемётного броневика, который был отдан под его командование. За значимую помощь советским войскам в подавлении украинских бандитских формирований, Примо была объявлена благодарность.

Авиация

В 1922 году судьба свела Джибелли с авиацией. Начав обучение в Зарайской лётной школе авиации, и завершив его в Качинской авиашколе, он был зачислен военным лётчиком в 1-й авиационный отряд Красной Армии. В качестве пилота Примо служил в дислоцированном на Украине отряде «Ильич», а в 1926 году принимал участие в воздушных разведывательных операциях на Северном Кавказе и в Закавказье. Один из таких вылетов оказался неудачным и самолёт Джибелли был сбит противниками советской власти. Однако попав в плен, он не отчаялся, а уличив удобный момент, повершил побег, угнав самолёт с вражеским английским военным советником. За это героический поступок он был удостоен ордена Красного Знамени.
Спустя два года Примо получил в награду именное оружие за вызволение из вод Азовского моря бедствовавших рыбаков, а в 1933 году, будучи сотрудников научно – исследовательского института ВВС, решил повторить чкаловский пролёт под мостом. Но попытка не увенчалась успехом: не рассчитав параметры он врезался в опору переправы через Москва-реку, разбил самолёт, получил телесные повреждения и был уволен из Красной армии.

Война в Испании

Оказавшись вне воинского строя, Примо сначала принялся ремонтировать авиадвигатели, а затем устроился на московский автозавод. Однако в сентябре 1936 года 42-летний лётчик-испытатель решил прервать спокойное течение жизни и записался добровольцем на развернувшуюся Гражданскую войну в Испании.
В составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи пилот Джибелли, пользовавшийся прозвищем «Кольдеро» сражался против войск генерала Франко, отстаивая интересы республиканского правительства Испании.
Сначала храброму Примо пришлось полетать на устаревшем двухместном лёгком бомбардировщике «Breguet 19», а после его серьёзного повреждения мастеровитый лётчик пересел в кабину французского «Potez 54».
Проявляя в воздушных боях отвагу и профессионализм, он не раз успешно громил немецкие истребители «Heinkel Не.51» и ускользал от зенитного огня франкистов.
Но 10 ноября удача отвернулась от Примо - на подлёте к Мадриду, неподалёку от города Алькорсин, при выполнении задания, его машина была сбита зенитной артиллерией противника.

Гибель

Несмотря на то, что Примо удалось катапультироваться из горящего самолёта и раскрыть парашют, ветер направил его в стан врагов, а именно в одно из подразделений марокканских наёмников Франко. Тяжело раненного бойца тут же взяли в плен, а на следующий день с борта одного из истребителей немецкого легиона «Кондор» во время авиационного налёта на пост республиканцев был скинут на парашюте парусиновый мешок.
Распаковав его, сослуживцы советского лётчика обнаружили разрубленное топором на мелкие части тело Примо Джибелли и записку: «Так будет с каждым иностранцем». Проведённая позже судебно-медицинская экспертиза выявила, что отважного пилота зверски расчленяли, когда он был еще живой.

Марокканский контингент Франко

Марокканский контингент Франко представлял собой войско из 90 тысяч североафриканцев, принимавших активнейшее участие в Гражданской войне в Испании.
Значительную часть своей карьеры возглавлявший колониальные войска Испании в подконтрольном ей Марокко, Франко знал, что марокканцы отличаются в бою отъявленной жестокостью и фанатизмом.
Привлекая их для борьбы с идейным врагом, генерал-националист совершенно оправдано рассчитывал на то, что исповедовавшие ислам марокканцы не будут церемониться и проявлять жалость к испанцам-христианам.
Там где ступала нога карателей из марокканских подразделений, всегда наблюдались мародёрства, грабёжи, массовые убийства и изнасилования гражданского населения.
Из наиболее ярких представителей этого контингента был сформирован личный эскорт Франко, называвшийся «Марокканская гвардия», из них же во время Второй Мировой войны была организована «Голубая дивизия», воевавшая на восточном фронте против советских войск.