В середине 1950-х годов международная обстановка продолжала обостряться, что вызывало опасения полномасштабного конфликта с использованием ядерного оружия между СССР и США. В таком случае Европа стала бы основным театром военных действий. Специально для ядерной войны советские конструкторы разработали танк Т-55, который вызывал страх у западных союзников.
Рывок на Ла-Манш
После окончания Второй мировой войны СССР обладал самой мощной сухопутной армией в мире. Советские стратеги делали ставку на наземные войска в случае военного конфликта с НАТО.
Планировалось, что советские войска быстро пробьют оборону Североатлантического альянса и расширят зону контроля. В таких условиях танки играли главную роль, и тысячи бронированных машин должны были преодолеть укрепленные оборонительные рубежи.
Основную нагрузку до мобилизации войск социалистического блока должна была нести Группа советских войск в Германии (ГСВГ). Эта огромная группировка, состоящая из около двух миллионов человек, по оценкам штабистов НАТО, была способна не только отразить первый удар, но и перейти в наступление и к пятому дню достичь рубежа Гамбург — Гавр, то есть занять северо-западные территории Франции и Германии, а также Бельгию и Нидерланды.
Благодаря своей "особой миссии" ГСВГ раньше всех получала новейшие образцы вооружений. В 1958 году туда прибыла одна из первых партий танков Т-55. Это была универсальная машина, приспособленная для боев в условиях ядерного апокалипсиса. Надежная защита экипажа от радиационного воздействия вкупе с высокой скоростью, приличной огневой мощью и хорошей броней делала Т-55 настоящим кошмаром для западноевропейских стратегов.
Неуязвимый
Разработка новой машины началась в 1957 году на заводе No183 (ныне Уралвагонзавод) на базе танка Т-54. Советские инженеры проявили чудеса оперативности: всего лишь за год им удалось создать опытный образец, который радикально отличался от своего предшественника.
Главным новшеством машины была полноценная система противорадиационной защиты. Экипаж из четырех человек находился в полностью герметичном танке: инженеры усовершенствовали уплотнители на люках и технических отверстиях, убрали с башни танка один вентилятор.
Кроме того, в Т-55 были встроены детекторы, распознающие сильный радиационный фон. В случае их срабатывания система автоматически отключала бортовые электросети и двигатель машины. Бортовые системы Т-55 фиксировали применение противником ядерного оружия, танк останавливался и ждал прохождения ударной волны.
Для дополнительной защиты экипажа внутри был установлен сепаратор-нагнетатель. Он создавал избыточное давление и не пропускал радиоактивную пыль. Эта же технология позволяла танку без проблем преодолевать водные преграды.
Универсальная машина
Преимущества в бою на выжженном пепелище обеспечивал двигатель на 580 лошадиных сил (плюс 60 "лошадей" по сравнению с Т-54), приборы ночного видения, автоматическая система пожаротушения "Роса". Боекомплект Т-55 состоял из 43 снарядов, огонь велся из нарезной 100-миллиметровой пушки Д-10. По сравнению с Т-54 был увеличен гарантийный срок службы танка - с тысячи километров до двух.
Танк ядерной войны имел немало преимуществ по сравнению со своими главными конкурентами — американским М60 (начал производиться в 1960 году) и британским Centurion Mk.10 — ровесником "пятьдесят пятого".
Советский танк был легче — 38,5 тонны против 54 у М60 и почти 52 у "Центуриона". К тому же Т-55 был компактнее: 6,2 метра в длину, 3,27 — в ширину, а в высоту — 2,21. М60 достигал в длину почти семи метров, а "британец" — восьми. Проигрывали советской машине ее западные конкуренты и в соотношении ширина-высота.
Из всей троицы Т-55 был самым скоростным. 50 километров в час на максимуме против 48 у американской и 34,6 у британской машин. Таким образом, "пятьдесят пятый" по своим характеристикам прекрасно подходил для молниеносного прорыва обороны противника и занятия как можно большей вражеской территории за наименьшее количество времени.
Западные военные, прежде всего европейцы, прекрасно понимали возможности Т-55, а посему не горели желанием наблюдать эту машину в действии. Американцы, которые в случае чего могли отсидеться у себя за океаном, были вынуждены прислушаться к своим союзникам из Старом Свете.
"Танковый АК-47"
Т-55 стал одним из самых массовых танков в истории. За 21 год, с 1958 по 1979, с конвейеров сошли более 50 тысяч единиц. За надежность, простоту и высокие боевые качества военные прозвали его "танковым АК-47".
Удивительно, но успешно сражаться Т-55 мог и с более совершенными западными машинами, к примеру, американским танком М1 "Абрамс", выпуск которого начался в 1980 году. Хорошо себя проявили "пятьдесят пятые" во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году. Американские танкисты избегали боев с иракскими Т-55 и старались переложить эту задачу на плечи артиллерии и авиации.