До сих пор принято считать, что ближе всего к началу ядерного конфликта планета была в 1962 году в разгар Карибского кризиса. Однако на грани Третьей мировой войны США и СССР оказались ещё за год до этого – когда на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга на КПП «Чарли» стояли друг против друга в боевой готовности американские и советские танки.
Не освободить, так огородить
Предпосылки к одному из самых напряжённых моментов холодной войны в Европе сформировались за несколько лет до событий 1961 года. К концу 1950-х Берлин, даже несмотря на создание Федеративной Республики Германия, поддерживаемой Западом, и Германской Демократической Республики, которая находилась под протекторатом СССР, все ещё был разделен на зоны, определённые по итогам Второй мировой войны. Статус города оставался прежним, однако границы между районами были достаточно условными, особенно после образования Великобританией, Францией и США Тризонии, а также передачи советской стороной подконтрольного сектора правительству ГДР.
С точки зрения Советского Союза, такая ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность Восточной Германии и, что более существенно, тормозила её развитие. Особое недовольство властей вызывала растущая миграция на Запад. С октября 1949 года по июль 1961-го через Восточный Берлин перебежали около 2,5 миллиона человек, или шестая часть от всего населения ГДР. Причём, как правило, это были молодые и работоспособные люди, что лишь увеличивало ущерб.
С 1958 года СССР старался добиться для Берлина статуса свободного демилитаризованного города. Однако попытки посредством ультиматумов и переговоров вынудить бывших союзников пойти на уступки закончились ничем, и тогда было решено усилить контроль за границей между восточной и западной частями города.
Более действенных методов, кроме как поставить забор, у советской стороны не нашлось. В ночь на 13 августа 1961 года правительство Восточной Германии закрыло границу и начало строительство заградительных сооружений, которые впоследствии стали известны как Берлинская стена. За три месяца - с августа по октябрь – она полностью изолировала ГДР от Западного Берлина. Правда, были устроены несколько пограничных контрольно-пропускных пунктов.
В поисках ответа
Возведение стены, естественно, не могло остаться без внимания Запада, и его реакция на этот выпад, понятно, была резко негативной. Американская сторона 24 августа поставила около тысячи военнослужащих вдоль оцепления, которое было организовано немецкими коммунистами в районах строительства. Затем, 30 августа, президент США Джон Кеннеди объявил о мобилизации резервистов и отправке их в Западный Берлин. В сентябре-октябре 1961 года группировка вооружённых сил Соединённых Штатов в американском секторе выросла до 40 тысяч человек.
Параллельно американцы стали разрабатывать план демонтажа стены в районах общей границы сектора, подконтрольного Штатам, и восточной части города и даже провели ряд учений.
Обстановка накалялась с каждым днём. Достаточно было небольшого инцидента, чтобы игра мускулами превратилась в реальное столкновение. И американские солдаты активно искали для этого повод. 13 сентября советским истребителям пришлось предупредительными выстрелами возвращать на «правильную» траекторию американские транспортные самолёты. 22 октября на КПП «Чарли» развернули автомобиль главы американской миссии в Западном Берлине Адама Лайтнера, который собирался посетить Восточноберлинский театр.
Вторая попытка проехать через границу была предпринята американцами 26 октября. На этот раз – удачная. Да и как было не пропустить легковой автомобиль с военными, который подошёл к рубежу вместе с танками.
Повторить трюк военнослужащие США решили на следующий день. Правда, теперь машины сопровождали сразу 10 танков М48 инженерной модификации, у которых спереди были установлены бульдозерные отвалы – сила, достаточная для того, чтобы смести построенные на скорую руку стены.
Приблизившись по Фридрихштрассе к КПП, машины остановились в нескольких метрах от границы в ожидании дальнейших команд. Промедление позволило пограничникам ГДР стянуть к пропускному пункту дополнительные силы, в том числе автомобили-водомёты. А уже через час к ним на выручку подоспели танки Т-54А 7-й роты 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Опознавательные знаки на них были старательно замазаны грязью, чтобы машины походили на ГДРовские. Все танки были вооружены и готовы открыть ответный огонь.
Один выстрел до ядерной войны
Расстояние между американскими и советскими танками составляло не более сотни метров. Один случайный залп или даже выстрел из пулемёта мог привести к тому, что Фридрихштрассе превратилось бы в кладбище бронетехники и, возможно, надолго утратила свою пропускную способность. Наверняка не повезло бы и близлежащим зданиям, да и всему Берлину: при имевшемся в городе сосредоточении войск простой перестрелкой дело бы явно не закончилось. Но, что страшнее, жертвы с той или другой стороны могли положить начало Третьей мировой и, вероятно, ядерной войне.
Фактически инцидент у КПП «Чарли» стал первым открытым противостоянием США и СССР. Первым и по стечению обстоятельств бескровным – почти сутки потребовались Кеннеди и советскому лидеру Никите Хрущёву, чтобы согласовать условия разведения сил. Первыми свои танки утром 28 октября отвели советские солдаты. Через некоторое время Фридрихштрассе покинули и американские боевые машины.
Стороны разошлись, чтобы через год вновь развязать конфликт, – теперь уже на другой стороне Земли.