09/01/23
ФОТО: Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 год

Татуировки армии Петра I: каким способом рекрутам «рисовали» солдатские кресты

Татуировки на Руси носили славяне-язычники – изображения на телах имели ритуальный характер. После принятия христианства наши предки перестали делать тату. «Моду» на татуировки вернул Пётр I.

Арабский путешественник Ибн Фадлан в сочинении «Записки о путешествии на Волгу» (920-921 годы) описывал встреченных им восточных славян: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. От края ногтей кого-либо из них до его шеи – всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

Как правило, славяне рисовали на телах оберег или знак рода. С приходом христианской веры на Русь нанесение рисунков на тела прекратилось – обычай считался языческим и был искоренён.

Известно, что задолго до правления Петра I, ещё в конце XIV века, русские практиковали клеймление преступников. В «Двинской уставной грамоте» 1398 года говорится о том, что клеймо ставили раскалённым железом на щеках или лбу провинившихся людей.

Говорят, что Пётр Великий вдохновился татуировками европейских моряков и решил перенести эту «моду» в Россию. При монархе в 1712 году был введён указ, согласно которому татуировки приобрели исключительно утилитарный характер. Любому рекруту на запястье «били» крест. В крестообразный надрез втирали порох и забинтовывали до заживления. Татуировка выполняла функцию опознавательного знака «свой-чужой». Позже татуировки усовершенствовали до личного порядкового номера. Для нанесения рисунка начали использоваться специальные приспособления – нечто вроде штемпелей. Положение игл можно было менять, сразу получая необходимый номер.

Известно, что в XVIII столетии также усовершенствовали процедуру клеймления. Позорные символы перестали наносить на тела женщин, стариков и детей, военных и аристократов. Метки начали оставлять не на лицах, а на руках. Были придуманы специальные приспособления – что-то вроде автоматических печатей, позволявших наносить клеймо одним нажатием. Порох позже заменили на смесь синего красителя и туши.

Из-за ассоциаций с клеймом дворяне редко делали тату. В основном русские аристократы наносили на тела рисунки во время путешествий в Китай, Японию, Полинезию. К примеру, граф Фёдор Толстой – известный дуэлянт, путешественник, игрок и двоюродный дядя писателя Льва Толстого – украсил себя полинезийскими узорами во время кругосветного плавания 1803-1806 годов. Известно, что в 1891 году цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, путешествуя в Японии, набил на правой руке изображение дракона.