26/04/18

Как работает русское вуду: тайна филимоновской игрушки

«По-прежнему нежно светятся их лимонный анилин и зеленые цветки. Игрушечники далекого лесного селения, бывшего в дебрях старообрядческих скитов, живут сейчас вместе со всей страной. Их волнует великая правда сталинской конституции».

Это отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Советская игрушка» в 1938 году и посвященной филимоновской игрушке.  До того как мастеров из деревни Филимоново взволновала сталинская конституция, их вдохновляла глина. Отличная белая глина, залежи которой имеются в большом количестве под городом Одоевым в Тульской области. Еще в Средние века эта осадочная горная порода стала объектом притяжения для гончаров со всей Руси.

В  XVI веке в этих местах и выросла деревня Филимоново. Откуда пришли сюда филимоновцы и кто такой Филимон, увы, нам не дано узнать. На протяжении нескольких столетий местные мужчины обжигали горшки, а женщины лепили игрушки-свистульки. Все как в сотнях других гончарных поселениях. Если бы ни одна особенность – не ограниченные старой русской традицией фигурность и цветовая гамма свистулек.

ФИЛИМОНОВСКИЙ СВИСТ

Неподготовленного человека, например, жителя Западной Европы, привыкшего к довольно скудному разнообразию форм и колора, филимоновская игрушка может испугать. Особенно если остаться с ней наедине. Без свидетелей.


Главное, набраться смелости и свистнуть. Глуховатый, несколько инфернальный свист сделает свое дело - установит контакт между вами и крашенной «бестией». Доверительные отношения перейдут в привычку, привычка в зависимость.Вас все время будет преследовать мысль, что ваш «свистящий зверинец» неполон.  Начав с «барыни», вы захотите «солдата», затем настанет черед «коней», «баранов» и «петухов»...

Наконец ваши отношения достигнут кульминации: вы задумаетесь о том, а как бы вы выглядели в виде филимоновской игрушки.  

Это признак того, что вы неправильно свистели. Беспечно. Безадресно. Не знали вы, что все образы, сюжеты филимоновских свистков не случайны и созданы не для красоты. 

 

Изначально, пока филимоновский промысел не был рассчитан на «туристов» и его конечный продукт не был еще поставлен на поток, местные ремесленницы делали игрушки только на заказ. Скажем, влюбленный добрый молодец приходил к какой-нибудь мастерице и просил её поспособствовать в получении любовной власти над своей зазнобой. Мастерица в определенный день в определенном месте и с определенным заговором собирала глину, затем лепила из неё «барыню» и нарекала ее именем любимой доброго молодца. Влюбленному оставалось только свистнуть, и девица была обречена на страсть к свистуну. 

Та же история была и со свистками «кавалерами» - только заказывали их уже барышни. Считалось, что свист оживляет глиняную игрушку, и с помощью его можно внушить прообразу свои мысли и желания. Это своего рода вуду. Вероятно, именно отсюда и пошло выражение «быть игрушкой в чужих руках». 

 

Свистульки использовались не только с целью манипулирования другими людьми. Скажем, свист в «барана» должен был притягивать материальное благополучие, в «корову» - одаривать плодовитостью, в «петуха» - придавать смелости.  

 

Скорее всего, за производством глиняных свистков скрывается архаичная традиция, близкая к скоморохам. Возможно, именно поэтому у филимоновских свистулек такая веселая расцветка. 

 

Если когда-нибудь вам посчастливится обладать настоящей филимоновской игрушкой, не спешите воспользоваться ею по прямому назначению. Как бы она всей своей завлекательной внешностью вас об этом не просила. Лучше поставьте ее в витрину и любуйтесь.