«Декабрист» затонул в Мотовском заливе еще в ноябре 1940 года. Причины гибели подлодки неизвестны до сих пор. Однако специалисты выдвигают множество гипотез по поводу исчезновения субмарины.
«Декабрист» и его походы
Подводная лодка Д-1, «Декабрист», была первенцем советского подводного кораблестроения, первой из серии в 6 единиц, носящих революционные имена от «Народовольца» до «Якобинца». Закладка серии подводных лодок типа «Декабрист» состоялась 5 марта 1927 года. Д-1 проектировали в конструкторском бюро, которое тогда возглавлял конструктор Б.М. Малинин. Правительство настолько «ревностно» относилось к военным проектам, вроде этого, что, когда в 1930 году начались ходовые испытания субмарины, репрессировало инженеров и конструкторов Б.М. Малинина, Э.Э. Крюгера и С.А. Базилевского, обвинив их во вражеской деятельности.
В том же году Д-1 вошла в состав Морских сил Балтийского моря. В 1930-е годы подводная лодка, в том числе после ремонта и некоторой модернизации, совершила несколько дальних походов: в Белое море, к архипелагу Новая Земля, мысу Нордкап. Во время советско-финской войны «Декабрист» выполнил 3 боевых похода в район норвежского портового города Варде. По результатам этих походов, как пишет Александр Окороков в издании «Свод объектов подводного культурного наследия России», командир подлодки Ф. М. Ельтищев был удостоен ордена Боевого Красного знамени, а военный техник С. П. Белов и моторист В. С. Федотов – награждены орденами Красной Звезды.
Исчезновение подлодки и ее поиски
В марте 1940 года Зимняя война закончилась, поэтому 13 ноября упомянутого года «Декабрист» отправился на учения, ему предстояло провести учебную торпедную атаку судна. Для выполнения поставленной задачи была выделена плавбаза «Умба». В 8 часов 55 минут утра подлодка вышла из Полярного (главной базы) и взяла курс на Мотовский залив. В 13 часов 26 минут командир Д-1 по радиосвязи доложил о готовности начать учения. Учебная задача была успешно выполнена, и «Умба» ушла на базу. Вот только от «Декабриста» больше никаких сообщений не поступало, хотя еще в 13 часов 45 минут наблюдались движения ее перископа. Вечером субмарина должна была выйти на запланированный сеанс связи, но не сделала этого.
Начались поиски, в которых были задействованы самолет МБР-2, тральщики и спасательный буксир «Память Руслана». На место прибыли члены специальной комиссии под руководством второго заместителя Наркома ВМФ по судостроению Льва Галлера. В районе погружения «Декабриста» были обнаружены крупные пятна соляра, а также бескозырка и обломки пробковой изоляции. С помощью металлоискателей были установлены места большого скопления металла. Однако 26 ноября 1940 года все операции по поиску подводной лодки были прекращены. По итогам работы комиссии был сделан вывод, что «Декабрист» погиб в результате разрушения прочного корпуса вследствие погружения ниже предельной глубины.
Только гипотезы и версии
Однако для того, чтобы установить первопричину гибели подлодки, необходимо было поднять ее на поверхность. Поэтому специалистам оставалось лишь строить предположения. Погружение «Декабриста» на уровень ниже предельной глубины могло произойти вследствие технической неисправности или ошибки экипажа. Правда, адмирал Арсений Головко писал, что версий было множество. Одни считали, что в Мотовском заливе находилась еще одна подводная лодка, которая и потопила советскую субмарину. Другие были уверены в том, что в заливе кто-то разместил мины, на одной из которых и подорвался «Декабрист». Д-1 мог быть и случайно протаранен немецким кораблем, вышедшим из базы «Норд».
Между тем даже саму лодку долгое время не удавалось обнаружить. Дело в том, что небольшой Мотовский залив отличается сравнительно большими глубинами и сложным рельефом дна, поэтому обломки «Декабриста» могли «спрятаться» в глубоких разломах, а с учетом сильных течений можно было предполагать, что субмарину быстро замыло песком и занесло илом. Только в 2018 году некоторые российские издания сообщили о том, что «Декабрист» был найден там же, в Мотовском заливе, а на месте гибели подводной лодки были проведены соответствующие траурные мероприятия. Однако, согласно официальным данным, никаких операций по обследованию места гибели субмарины не проводилось, поэтому причины катастрофы так и остались загадкой.