18/02/23

Тайны Михаила Калинина: какой неприличный секрет был у «всесоюзного старосты»

В 1919 году председателем Всероссийского Центрального Исполкома стал Михаил Калинин. Находясь на посту более тридцати лет, он заслужил звание «всесоюзного старосты» и авторитет среди товарищей-большевиков. Правда, за внешним видом интеллигентного и располагающего к себе партийного руководителя скрывался человек с весьма неоднозначными увлечениями.

Образцовый руководитель

Таких коммунистов, как Михаил Калинин, принято было называть «старыми большевиками». Свою политическую деятельность он начал еще до Октябрьской революции, впечатлившись марксистскими идеями. У сына тверских крестьян было немного шансов построить блестящую карьеру. Помог Калинину случай – знакомство с Лениным и дальнейшая скоропостижная кончина предыдущего главы ВЦИКа Якова Свердлова. После этих событий Михаилу Калинину предложили занять освободившуюся должность. Известно, что Троцкий после назначения Калинина сказал ему такие слова: «Твой отец был деревенским старостой, а ты теперь — всероссийский!» Так это неформальное, но почетное звание и закрепилось за Михаилом Калининым.

На фоне однопартийцев Калинин выделялся благодаря своей «профессорской» внешности. Он всегда был аккуратно причесан, одет «с иголочки», носил острую бородку и очки. В начале политической карьеры Михаил Калинин едва не поплатился за столь нетипичный для сторонника пролетарской диктатуры образ. Во время выступления на митинге матросы приняли его за представителя ненавистной буржуазной интеллигенции и уже были готовы расправиться с оратором. Пришлось Калинину спасаться бегством, чтобы в буквальном смысле спасти собственную жизнь. Однако в 1930-х годах он уже являлся одним из самых влиятельных партийных деятелей СССР. Со всей страны Калинину приходили письма с жалобами, просьбами и предложениями. Памятуя о крестьянском происхождении своего соотечественника, простые люди называли его «добрым дедушкой Михал Иванычем» и ждали от него помощи в решении насущных проблем.

Судьба строптивой фаворитки

Истинный характер «всесоюзного старосты» для многих был загадкой. О слабостях и опасных похождениях Калинина наверняка знали только избранные, среди которых был и Сталин. «Добрый дедушка Михал Иваныч» имел серьезные скелеты в шкафу, способные при определенных обстоятельствах стоить ему не только карьеры, но и свободы.

Михаил Калинин питал нездоровую страсть к юным балеринам, и по этой причине даже стал покровителем Большого театра в 1922 году. Так ему было куда проще получать доступ к новым жертвам и взаимодействовать с ними в более приватной обстановке. Поговаривали, что приглянувшихся председателю девушек после выступлений привозили к нему в кабинет, где артистки исполняли фуэте прямо на письменном столе. От экстравагантных предпочтений Калинина, разумеется, страдала его супруга. Она уехала от мужа на Алтай, чтобы ничего не знать о его похождениях, а в конце 1930-х годов по обвинению в «троцкизме» получила несколько лет лагерей. Была и другая версия – знакомые семьи Калининых полагали, что Сталин наказал Калинину за то, что та якобы не сумела наставить мужа-сластолюбца на путь истинный.

Многие балерины вовсе не были против отношений с Михаилом Калининым, ожидая взамен на свою благосклонность получать от него материальные блага. Тот, в свою очередь, действительно осыпал фавориток подарками: преподносил им за свидания дорогие духи, платья и сладости. Тем не менее далеко не всем был по душе такой формат «общения» с пожилым партийным деятелем. Однажды Калинин увлекся шестнадцатилетней балериной Беллой Уваровой, но взаимности не дождался. После этого щедрый благодетель артисток превратился в кровожадного тирана, повсюду преследовавшего несчастную девушку. Между тем Уваровой прочили блестящую карьеру: танцами она занималась с четырех лет, затем начала учиться хореографии и сама занималась постановкой балетных этюдов. Директор балетного училища делала все, чтобы оградить девушку от навязчивого внимания Калинина, но тот не унимался.

После двух недель знакомства со «всесоюзным старостой» Белла Уварова исчезла. Поиски балерины продолжались больше месяца. Затем в подмосковном лесу был найден ее труп. Началось следствие, которое установило, что в день ее исчезновения неизвестные насильно посадили Беллу в автомобиль после спектакля и скрылись. Близкие балерины были уверены, что девушку отвезли на дачу Калинина. После трагедии дирекция Большого театра обратилась за помощью напрямую к Сталину. По его распоряжению была создана комиссия в составе Маленкова, Ежова, Поскребышева и Мехлиса. В ходе расследования Калинину изрядно потрепали нервы, но все же избавили от наказания. Чтобы замять дело, Михаила Калинина на две недели отправили в отпуск. Согласно официальным документам – «на лечение». А вот родители Беллы Уваровой куда сильнее пострадали за тщетные попытки добиться справедливости. Вскоре после гибели балерины они были осуждены как шпионы и репрессированы.