18/02/23

Тайные имена у русских: почему их скрывали

В языческой Руси считали, что у каждого человека есть личина и есть лик. То есть внешний и внутренний облик — то, что видно всем, и то, что скрыто от чужих глаз. Аналогично обстояло дело и с именами. Младенца нарекали сразу двумя именами: истинным — тайным — и мирским — для отвода глаз.

Мирское имя

Мирское имя использовалось в быту — так звали человека его родные и близкие, так он представлялся, знакомясь. Сакрального значения такое имя не имело, а потому могло быть довольно неблагозвучным и некрасивым. Примеры мирских имен, встречающихся в документах: Некрас, Злобн, Блуд, Кривда. Впрочем, были и обратные примеры. Так, например, знаменитая княгиня Ольга носила мирское имя Прекраса. При имянаречении важно было дать запоминающееся имя, чтобы оно отвлекало внимание от настоящего — тайного.

Тайное имя

Тайное имя наши предки считали главным, определяющим лик (то есть внутренний мир) человека. Поэтому его и держали в секрете. По поверьям, для того, чтобы сделать наговор на человека, колдуну или ведьме было необходимо назвать его непременно по настоящему имени. Да и нечистая сила могла взять власть над человеком, узнав его тайное имя.

Детские и взрослые имена

Славяне давали детям мирские имена на третий день после рождения. Фантазия в этом была ничем не ограничена. Главное, чтобы оно не совпадало с именем кого-нибудь из живых домочадцев. Ведь в таком случае на духа, выступающего хранителем, возлагалась двойная нагрузка, с которой тот мог и не справиться.  В определенном возрасте проводился обряд имянаречения: детское мирское имя менялось на взрослое. Тогда же волхв или знахарь давал человеку и тайное имя. Такой обряд инициации проходил в девять лет у детей, обладающих зачатками волхва, в 12 лет — у будущих воинов, и в 16 — у всех прочих.

Крестильное имя

Православная церковь боролась с языческими обычаями на Руси, но многие из них сохранились, просто «прикрывшись» новой верой. Также и с именами. Только теперь, помимо мирского, младенец получал крестильное имя — даваемое ему при  крещении. Обычно его выбирали по святкам. Считалось, что таким образом ребенок получал еще и покровительство святого, в честь которого был наречен.